Конгресс проходил с 13 по 20 августа, имел общую тему «Учиться быть человеком». Программа работы состояла из 5 пленарных заседаний, 10 симпозиумов и 99 секций. Пекинский конгресс стал самым многочисленным. В его работе приняли участие свыше 4,5 тысячи мыслителей из 121 страны мира. Российских участников был 161 человек.
Торжественное открытие конгресса состоялось в Большом дворце народов на площади Тяньаньмэнь, где участников приветствовали партийные и государственные руководители страны. Основные пленарные заседания и работа секций были организованы в здании Культурного центра олимпийской деревни и Пекинском университете. На Всемирном философском конгрессе широко отмечалось 200-летие со дня рождения К. Маркса. В дни проведения конгресса работала книжная выставка, где были представлены китайские и западные издательства, специализирующиеся на выпуске марксистской литературы.
Одной из многочисленных стала секция по марксистской философии. В общей сложности было проведено 20 ее заседаний. На философском факультете Пекинского университета состоялась специальная сессия «Марксистская философия новой эры: семинар в память 200-летия Карла Маркса», состоявшая из китайских докладчиков. На 15 заседаниях секции выступали преимущественно докладчики из КНР. Содержание их докладов говорило само за себя: «Марксистская теория ценностей и трансформация ценностей в современном Китае» (Юнфенг Ма), «Об экологическом измерении взглядов Маркса на свободу» (Хиканг Ли), «Видение исторического материализма» (Джуангфей Чен) и многие другие. Китайские докладчики приводили многочисленные факты социально-экономических успехов КНР: шестипроцентный рост ВВП в год, борьба с бедностью, инвестиции в десятки миллиардов долларов в экономику государств Африки. Все это говорит о жизненности философских идей К. Маркса в КНР. Как известно, свыше полувека марксистская философия играет в Китае ведущую роль. В высших учебных заведениях страны преподают марксизм-ленинизм, маоизм, социализм с китайской спецификой. Кроме того, на конгрессе была проведена сессия, посвященная современным течениям в марксизме.
На многих секциях конгресса, в том числе по русской философии, российские и зарубежные участники делали доклады с позиций марксистской философии. Несколько заседаний секции «Марксистская философия» прошло в смешанном составе как из китайских, так и зарубежных, в том числе российских, участников. Одним из первых заседаний секции руководил Том Рокмор, известный американский философ, изучающий философское наследие К. Маркса. В России была переведена его книга «Маркс после марксизма. Философия Карла Маркса» (2011), а в 2018 году издательство Чикагского университета опубликовало его новый труд «Мечта Маркса: от капитализма к коммунизму».
На заседании секции 14 августа мне было предоставлено слово для доклада. Тема «Диалектико-материалистическая парадигма в современной России» заинтересовала слушателей. Я поделился размышлениями о состоянии и развитии марксистской философии в современной России. В России марксистская философия существует в качестве диалектико-материалистической парадигмы. При отсутствии обязательного учебного курса марксистская философия сохранила себя в названиях отдельных тем, а главное – в виде науковедческой парадигмы ? господствующего стиля решения теоретических и практических задач, основанных на принятых в науке и обществе методологических стандартах.
Характерно, что все идейные и организационные попытки властей России создать реальную альтернативу марксистско-ленинской философии начиная с 1991 года оказались безуспешными. В докладе были раскрыты характерные примеры попыток со стороны российских чиновников от образования и науки создать идейный противовес марксистской философии.
В 90-е годы, например, вместо фундаментальной части философии стала преподаваться история философии (в виде российской, западноевропейской, восточной философских традиций); коренному пересмотру подверглись образовательные программы гуманитарного цикла начиная с экономических и исторических наук; преподавателям и студентам стали навязываться зарубежные антропологические, неофрейдистские, экзистенциальные, прагматические, постпозитивистские исследовательские программы; философии был найден религиозный (теологический) противовес в виде обращения к идеям христианства, буддизма, ислама, язычества. Однако никто в науке, в том числе и российской, не в состоянии оспорить фундаментальные положения марксистской теории – законы и категории материалистической диалектики, основной общесоциологический закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил и т.д.
Кроме того, российские чиновники стали вести борьбу с марксистской философией через «запрет на профессию» сторонникам марксистско-ленинской философии; путем снижения общей культуры философствования за счет усиления эксплуатации труда преподавателей философии.
Совершенно иную картину развития марксистской философии представили китайские товарищи. Они делились опытом строительства социализма с китайской спецификой. В Китае принята и успешно осуществляется программа борьбы с бедностью. В стране налажено социальное обеспечение, одной из древнейших заповедей является забота о престарелых.
В последний день работы конгресса с заключительной лекцией выступил Вильям Мак-Брайд, экс-президент Всемирной федерации философских обществ, посвятив ее 200-летию Маркса. Обращаясь к аудитории, он подчеркнул: «Маркс – философ нашего времени». Отвечая на вопрос, почему Маркс был величайшим социальным мыслителем XIX века и что делает его таковым в XXI веке, В. Мак-Брайд отметил: Маркс обладал сверхъестественными способностями, сочетал в себе блестящий интеллект с проведением важнейших исследований во всех аспектах того, что означает быть человеком. Он раскрыл механизмы жизни людей, называя их «экономическими» в самом широком смысле этого слова – все это действует реально, особенно в современном мире.
Следует подчеркнуть, что работа секции по марксистской философии является традиционной для всемирных философских конгрессов. Мне довелось принимать участие в работе этой секции на XIX ВФК в Москве (1993), XX конгрессе в Бостоне (1998), XXI конгрессе в Стамбуле (2003). На XXIII философском конгрессе в Афинах принял участие в секции по будущему марксизма.
На секции, а затем в кулуарах ко мне подходили участники конгресса, в основном молодежь, с просьбой рассказать о президенте РФ В.В. Путине, о протестном движении в России.
На секции «Философская антропология»14 августа я сделал доклад по теме «Смысл жизни человека».
Нашим сторонникам в ходе работы конгресса состоялось вручение памятных медалей ЦК КПРФ в честь 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции. При вручении было обращено внимание, что удостоверения к памятным медалям подписал лидер КПРФ Г.А. Зюганов, доктор философских наук.
Интересной была культурная программа конгресса. Она включала посещение ряда фабрик, конверсионного предприятия, философского факультета Пекинского университета, учебного центра Конфуция, Великой Китайской стены.
Отдельные либерально ангажированные преподаватели философии из России по приезде в страну стали чернить организаторов и участников конгресса. Им не понравилось то, что якобы отсутствовал отбор докладчиков, но, по официальным данным, только на первом этапе подготовки конгресса было отсеяно свыше 10% поданных заявок. Они сетовали на то, что часть секционных заседаний конгресса были проведены на нулевом этаже, где обычно размещается автостоянка, но по чистоте и удобству эти помещения полностью соответствовали принятым на подобных форумах стандартам.
Таким образом, марксистская философия имеет сторонников во всем мире. Она доказывает свое значение в борьбе с реакционными учениями, с буржуазной идеологией. Коммунисты, ученые, как и прежде, уверенно опираются на проверенную временем диалектико-материалистическую методологию по совершенствованию социальной действительности при проведении научных исследований.