Уволенные оказались жертвами смены власти на ВДНХ: раньше выставка была в федеральном подчинении, теперь – в московском. Мэрия тратит на этот объект миллиарды рублей, но «осваивают» их новые управленцы.
«Надоело жить в долг! ВДНХ, верните нашу зарплату» – один из лозунгов состоявшихся в воскресенье пикетов у центрального входа в бывшую витрину достижений советского хозяйства. Протесты экс-работников хозяйственного управления (ХОЗУ) ВДНХ проходят с декабря.
ХОЗУ создано в 1990-е годы. Оно с советских времен объединяло коммунальные службы, занимавшиеся выставкой, и являлось акционерным обществом с сильным государственным участием. В лучшие годы хозуправления там работали более 700 человек. Основным заказчиком всегда выступала Выставка достижений, сейчас ею управляет АО «ВДНХ», подконтрольное московской мэрии. Весной прошлого года ХОЗУ было признано банкротом.
– Новый собственник ВДНХ захотел, чтобы ХОЗУ разорилось. Создали структуру, которая стала выполнять аналогичные функции, – Казенное предприятие «Выставка достижений народного хозяйства». Зачем это сделано – вопрос не ко мне, – говорит Арсен Саркисов, бывший директор хозяйственного управления, при котором оно потеряло основные заказы.
У КП «ВДНХ» с финансированием все в порядке: в 2017 году, судя по данным базы СПАРК, московская мэрия потратила на благоустройство Выставки достижений народного хозяйства 17 миллиардов рублей, в 2018-м – 1,6 миллиарда, а в 2019-м – 3,7 миллиарда.
Татьяна Хмелевская ранее занималась финансами ХОЗУ, сейчас участвует в одиночных пикетах у входа на ВДНХ. Она предполагает, что хозяйственное управление стало ненужным потому, что мэрия заинтересована в том, чтобы выставка управлялась ее структурами и людьми.
Историк архитектуры, специалист по ВДНХ Борис Бочарников тоже считает, что ликвидация предприятия негативно сказалась на Выставке достижений:
– Одними из первых уволили озеленителей, которые знали территорию, понимали, где можно копать канаву, где нельзя. Там очень много ценных растений, это дипломатические подарки. На ВДНХ фактически нет ни одного дерева, которое не несло бы экспозиционную функцию. Сейчас сооружают новые павильоны, из-за чего, например, в павильоне «Беларусь» стали появляться трещины. Не удивлюсь, если такое произойдет и с другими. Фонтан «Каменный цветок» утратил свою подлинность. Подлинные детали демонтированы и, судя по всему, уничтожены. Замена сделана не из аутентичного материала, в мозаике множество ошибок, утрачены художественные качества памятника. Фонтан «Дружба народов» был отремонтирован в рекордно короткие сроки, из-за этого материалы не просохли, позолота поблекла. Вокруг теперь другое озеленение – посажены липы вместо яблонь, которые были здесь исторически. ВДНХ, к сожалению, стал развлекательным московским парком, памятника садово-паркового искусства 1950-х годов на ВДНХ мы сейчас не видим.
Но, по словам Татьяны Хмелевской, своих денег ждут еще три десятка сотрудников. Их уволили в июне прошлого года с пятимесячным долгом по зарплатам и без каких-либо компенсаций. Депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин делал запросы о ситуации с ХОЗУ в столичную мэрию. Судя по ответу департамента труда и социальной политики Москвы, с работниками планировали рассчитаться еще осенью за счет продажи коммунальной техники, остающейся на балансе обанкротившегося ХОЗУ. Этого до сих пор не произошло. Хмелевская говорит, что долг по зарплате перед бывшими работниками – 25миллионов рублей.
Анатолий ТАРАСОВ
Крестьянский протест
Синьялы за родные поля
Жители чувашского поселка Синьялы под Чебоксарами сплотились против местных властей, которые, по их мнению, находятся в сговоре с инвесторами из Китая, планирующими построить здесь молочную и животноводческую ферму на территории 65 га. Эта новость игнорируется провластными СМИ, в то время как один из видеороликов о «захвате в заложники» депутатов сельского поселения всего за сутки набрал в Сети более полутора миллионов просмотров.
Общественные слушания по вопросу перевода участка поблизости от деревни Ильбеши в категорию земель для промышленного строительства вызвали бурю эмоций у местных жителей. Формально на участке в 65 га предполагается строительство логистического центра. Строить его собралась чувашская компания «Развитие». Но селяне якобы располагают сведениями о том, что все разговоры о складском комплексе – фикция. Они уверены, что участок будет передан китайским инвесторам для возведения завода по производству сухого молока. А отдавать «родные поля» гостям из Поднебесной жители Чувашии не хотят.
Располагают ли синьяльцы неоспоримыми доказательствами или просто боятся, что их, как всегда, обманут, сказать сложно. Вопрос об изменении статуса спорного участка стоит давно. В середине декабря оказалось, что землей заинтересовались в неком ООО «Развитие». Общественные слушания назначили на предновогоднюю субботу. По официальной информации, компания намерена построить там складской комплекс. Жители сельского поселения снова выступили против – ведь через фирму «Развитие» землю инвесторам из Поднебесной уже предлагали в Моргаушском и Цивильском районах. Представителя фирмы на тех слушаниях местные жители закидали гнилыми мандаринами, не дав ему до конца представить эскиз масштабного проекта. А от депутатов потребовали провести голосование публично. Народным избранникам не оставалось ничего иного, как согласиться с требованиями избравших их людей. Но принимать решение здесь и сейчас они отказались, прикрывшись регламентом. Принятие решения отложили. Может быть, они надеялись, что за праздники эмоции утихнут, а настрой жителей резко поменяет полярность? А может, просто рассчитывали на авось?
Как бы то ни было, но на днях в забитом до отказа сельском клубе деревни Синьялы местные депутаты единогласно проголосовали против изменения статуса землепользования участка. Но подписать протокол они отказались. Глава сельского поселения Андрей Михайлов пытался увещевать сельчан. «После того, как наш документ о голосовании депутатов Синьяльского поселения проверит прокуратура, он будет опубликован на сайте Чебоксарского района», – пытался разъяснять сельский глава, но его, кажется, уже никто не слушал. В маленьком зале начался бунт. Люди не давали депутатам покинуть помещение, пока они не поставят свои подписи. В итоге народные избранники сбежали от разъяренных избирателей под прикрытием полиции.
Оценивать поведение жителей Синьяльского сельского поселения можно по-разному. Одни увидят в нем мужество и решимость в борьбе за свою землю. Другие при желании найдут признаки уголовно наказуемого деяния. Но, думается, все сойдутся во мнении, что первопричина в ином. Люди попросту не верят представителям власти. И уже не так важно, что именно будут строить в деревне Ильбеши – китайский завод или чувашский склад. В создавшейся ситуации говорить об инвестиционном потенциале региона по меньшей мере глупо. Он перечеркнут жирным крестом массового недоверия. Крестьянский«бунт» в Синьялах может стать символом борьбы за свои права нынешнего российского крестьянства.