Но не КНР, а России! В течение нескольких дней на Дальнем Востоке неимоверно подорожали и частично исчезли с прилавков овощи и фрукты.
Как оказалось, из Китая Россия завозит цитрусовые (в 2019 г. их завезли на сумму около $200 млн) и другие фрукты, замороженную рыбу и овощи, в том числе чеснок и репчатый лук. Вдруг выяснилось, что российский рынок чеснока вообще на 80% зависит от китайского импорта!
Если завоз от соседей, например, цитрусовых вполне понятен, то почему чеснок вместо того, чтобы выращивать у себя, завозят из Китая? Особенно учитывая, что там он растет не в земле, а в специальном субстрате и потому по качеству хуже отечественного. Как сообщил гендиректор Плодоовощного союза Михаил Глушков, «КНР уделяет серьезное внимание повышению занятости сельских жителей, в том числе через производство чеснока». К сожалению, в нашей стране занятость российских селян, если и интересует руководство страны, то только на словах. Непреодолимым барьером к выращиванию чеснока отечественными фермерами становится сама технология его промышленного производства, которая подразумевает применение капельного орошения и использование специализированного оборудования – сажалок, линий по дроблению, калибровке, сушке и т.п., что требует немалых вложений. А вложившись, предприниматель сталкивается с проблемой реализации продукции, которую посредники-перекупщики приобретают за четверть цены, а выйти на рынок самостоятельно частники не могут из-за маленьких объемов. Вот и получается замкнутый круг, выход из которого ведет как раз в соседнее государство. Впрочем, до вспышки 2019-nCoV это мало кого интересовало.
Запрета на импорт продуктов из Китая по причине коронавируса не вводилось, однако из-за закрытия 16 КПП на границе фуры с товаром несколько дней не могли попасть в Россию. Казалось бы, незначительное явление – застрявшие на таможне грузовики – привело к значимым последствиям для целого региона: снижение поставок из Китая моментально вызвало резкий рост цен на эту категорию товара.
Выше всего взлетели цены на свежие огурцы в Амурской области: в Благовещенске – до 900 рублей за килограмм! Испугавшись, что вскоре пропадет или подорожает в разы и то, что было на прилавках, горожане начали сметать все овощи и фрукты подряд, в итоге некоторые магазины даже ввели ограничения: например, помидоры и перцы стали продавать максимум по килограмму в одни руки.
В Якутии для урегулирования ситуации планируют привлекать уже прокуратуру. Доставка овощей из Китая сюда обходится еще дороже, чем в другие регионы, а рост цен продавцы на оптовых базах объясняют тем, что после закрытия дальневосточной границы с Китаем поменялись поставщики.
Вице-премьер регионального правительства Денис Белозеров отметил, что на некоторые продукты цены уже выросли в два раза. Он потребовал, чтобы в целях пресечения спекуляции к работе с поставщиками и оптовиками подключились прокуроры. Правительство уже подготовило план мер по сдерживанию цен. В адрес муниципальных образований направлены письма по установлению торговых надбавок на оптовую и розничную цены.
Замминистра предпринимательства, торговли и туризма Якутии Максим Прокопьев отчитался о результатах анализа цен на фрукты и овощи:
– На оптовых базах стоимость огурцов 31 января была 145 рублей, 2 февраля – повысилась до 300 рублей. Помидоры 31 января стоили 145 рублей, 2 февраля – 250 рублей, – доложил чиновник.
В Хабаровском крае покупатели отмечали, что цены на китайские зелень, огурцы, помидоры, сладкий перец в крупных торговых сетях выросли в среднем в полтора-два раза. В частности, килограмм китайских помидоров стоил от 350 до 450 рублей, тогда как ранее цены варьировались в пределах 200–300 рублей. Перец тоже подорожал – с 300–350 рублей до 450 рублей за килограмм. Следом за сетями подняли цены и небольшие лавки. Торговцы объясняли резкий рост тем, что стоимость зависит от цены поставщика, который просто ставит их перед фактом. В том, что покупателям «некуда деваться с подводной лодки» и люди как покупали, так и будут покупать, продавцы не сомневаются.
В пресс-службе краевого правительства подтвердили, что большая часть овощей и фруктов на рынках Хабаровского края – это импорт из Китая, но в сложившейся обстановке уже начат поиск альтернативных поставщиков, в том числе в Турции. Губернатор края Сергей Фургал намекнул на возможность вздувания цен и предложил подключиться к проблеме ФАС.
А вот в правительстве Приморья посчитали, что в дефиците овощей виноваты… сами покупатели: дескать, вызвали ажиотажным спросом.
– Дефицит помидоров и огурцов в основном вызван ажиотажем самих покупателей в связи с коронавирусом. Помидоры и огурцы от 150 до 180 рублей быстро раскупаются жителями. Торговые сети не успевают заполнять полки, – прокомментировал через пресс-службу врио министра промышленности и торговли Приморья Сергей Калитин.
В пресс-службе Минпромторга заявили, что завозят в край лишь половину от овощной продукции, а около 50% на рынке приходится на местных производителей. Впрочем, скорее всего, это касается корнеплодов из «борщевого набора», с которыми проблем нет и в других регионах. А вот ситуация с поставками огурцов, помидоров, сладкого перца и зелени здесь стоит так же остро, как и у соседей. Местные теплицы снабдить рынок этими овощами не в состоянии, а сложности с поставками так же, как оказалось, обусловлены ограничениями в работе пунктов пропуска на границе с Китаем.
Столь ажиотажного спроса, как в Благовещенске, здесь, правда, не было. Цены на овощи стали снижаться после того, как китайские грузовики вновь стали пускать в РФ. Однако дальнейший их рост продавцы все равно считают неизбежным: основным фактором, по их мнению, будет изменение логистических цепочек поставок.
Не успели здесь вздохнуть с облегчением, как выяснилось, что сам Китай ввел ограничения на поставки овощей в Россию. Из-за сертификации товара предоставлять документы нужно будет по новому образцу – отдельно к каждой машине с одним наименованием продукции. То есть одна машина – одна позиция, например, только огурцы или только картофель. Теперь из-за ограничений Приморье может надолго остаться без грибов, сельдерея, брокколи и цветной капусты – возить их «моногрузовиками» невыгодно.
Возникшая ситуация как лакмусовая бумажка показала, что, с одной стороны, на сегодняшний день сплоченности и готовности вместе противостоять напасти в обществе не наблюдается. Как говорится, «кому война, а кому – мать родна»: в погоне за прибылью бизнес взвинчивает цены, и даже переходит к откровенной спекуляции, а с другой – в любой момент наша страна может остаться не только без «санкционных», но и без совершенно обычных продуктов – лука, чеснока или цветной капусты.