О том, как работает Рязанское отделение женского движения, как живется людям, страдающим от безработицы и нищеты, рассказала «Советской России» делегат V съезда, член президиума Общероссийского общественного движения «Всероссийский Женский Союз – Надежда России», член бюро Рязанского обкома КПРФ Лилия Матвеевна Кривцова. Как все начиналось?
– Это было в 90-е. Приехала к нам в Рязань Алевтина Викторовна Апарина, активная, энергичная, убедительная. В ней чувствовалась сталинградская закалка: раньше думай о Родине, а потом о себе. Она нас всех зажгла, нам захотелось с ней работать. Так и начало формироваться наше движение.
У Лилии Матвеевны – три высших образования, первое – физик-радиотехник, второе – экономист, третье – педагог-психолог. Везде училась на отлично. Но последняя профессия стала главной, в ней она работает и сейчас, помогает людям, юным и в возрасте, преодолевать тяжелые психологические нагрузки, которые в нынешней жизни часто одолевают граждан.
Л. Кривцова вместе с руководителем женского движения Натальей Петровной Епишкиной много уделяют внимания сиротам:
– Собираем гостинцы и едем в детские дома. Дети рады подаркам, но им нужно общение. Мы с ними играем, беседуем, поем песни. Бывало, приезжали с гитаристом – русские, детские, пионерские песни всех воодушевляли. Для детей это праздник. А Наталья Петровна выезжает еще с концертами в Мальшинскую богадельню, там живут одинокие беспомощные люди. На концертах выступают наши самодеятельные артисты, у нас есть таланты.
А власти начали вытеснять из школ пионерские организации, внедряя новомодное Российское движение школьников (РДШ). Но удается еще сохранять пионерские отряды.
Л.М. Кривцова – убежденный коммунист. В 1986 году стала кандидатом в члены КПСС, потом получила партбилет. Всегда была активисткой, членом парткома, исполняла обязанности секретаря комитета комсомола в Научно-исследовательском институте газоразрядных приборов (НИГРП), где тогда работала.
С партбилетом Лилия Матвеевна никогда не расставалась. В 1993 году, когда Компартия стала восстанавливаться, вошла в КПРФ:
– Напряженное и интересное было время. Мы в обед, помню, собирались и проводили пикеты на площади под красными флагами, протестовали против новой буржуазной власти. Особая ситуация возникла в 1996 году. В Рязани к власти пришли коммунисты. Мэр у нас был коммунист Павел Дмитриевич Маматов, губернатор – коммунист Вячеслав Николаевич Любимов. Рязань была в красном поясе, и народ у нас подумал, что хотя бы в отдельном регионе социализм вернем. Конечно, не получится. Но КПРФ не сломалась. В 2001 году я пошла работать помощником депутата-коммуниста Рязанской областной думы, второго секретаря обкома КПРФ, потом и депутатом была. С 2013 года по 2018-й была депутатом Рязанской городской думы. Тогда и занялась проблемой семьи. В социальном комитете была. Эти проблемы мне близки. Организовывала пионерские лагеря. Пять лет, начиная с 2001-го… У меня было 250 пионеров, мы выезжали в загородные лагеря и жили по советским законам. Дружба, которая зародилась у ребят в те годы, остается с ними и по сей день. Они продолжают встречаться, вспоминают те пионерские годы, одна пара стала семьей. Дети светлые.
А что сегодня? В женском движении, по словам Кривцовой, много проблем. Законодательная база очень запутанная:
– Мне встретилась молодая мама. Она обрадовалась, что будут платить на ребенка 11 тыс. рублей в месяц. А в итоге социальные службы посчитали – и отказали их семье. У них, видите ли, на 100 рублей «превышена» сумма прожиточного минимума, значит, им не положены 11 тыс. рублей. И как жить этой семье? Двое детей, мама в декрете, папа один работает. Папину зарплату поделили на четверых, причем без вычета подоходного налога, оказалось, что семья «зажиточная, у нее на 100 рублей больше прожиточного минимума»… Такой обман подсунули семьям. Думаю, когда этот президентский закон готовили, заранее все посчитали – кому откажут, и таких больше, чем получателей прибавки, значит, и затрат будет немного. Но как распропагандировали «инициативу»! На самом деле – пшик… А в Рязани очень сложно с работой. Детей надо кормить. В политику народ не успевает вникнуть.
Сейчас поправки в конституцию обсуждаются. Мы, «Надежда России», – за поправки КПРФ. Люди с нами соглашаются. Нам люди доверяют. Мы с КПРФ добились сохранения нашего водоканала у государства, не позволили Фридману, миллиардеру с двойным гражданством, заграбастать в собственность народный водоканал. Мы долго протестовали и добились своего. Теперь нас спрашивают: как с поправками? Люди предполагают, что далеко не все наши предложения будут приняты. Мое мнение, конституцию в целом надо менять. Тогда наша жизнь пойдет по-другому.
Л. Кривцова положительно оценила съезд: это и отчет, и праздник, который нас объединяет.