Набаламутили…

Сам опустевший постамент задрапирован, а территория вокруг памятника огорожена забором. При этом на обесчещенном месте отсутствует информационный стенд. Что это было – неуклюжие действия чиновников, чей-то преступный прокол в духе времени, когда главный инфекционист Ставрополья заражает весь город, происки провокаторов, как с установкой мемориальной доски Маннергейму в Питере? «Радио Свобода» злорадствует, люди недоумевают. Лично мне позвонил брат – почетный гражданин своего столичного округа: «Что случилось с памятником? Ты как журналист должен знать». Я его успокоил: «Коронавирус – все свихнулись, но никто ничего не знает». 
В минувшую пятницу утром старый памятник Жукову грубо демонтировали, расчленили и разложили куски на асфальте, а на постаменте утвердили другого маршала, заметно отличающегося от оригинала. Пошел недоуменный ропот, послышались возмущения. Тогда в вечерних телепрограммах начал неуклюже оправдываться глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов: «Ни о какой замене памятника маршалу Жукову не может быть речи. Плановые реставрационные работы были запланированы на март текущего года», – сказал журналистам чиновник. Но уже соцсети начали полниться фотографиями чугунной доски у нового варианта памятника. В металле отлито, что в создании и установке новодела принимали участие патриоты России: Владимир Путин, его массажист Голощапов, неведомые Геннадий и Анатолий Кузнецовы, бывший охранник Собчака, а ныне глава Росгвардии Виктор Золотов, ушедший маршал Дмитрий Язов и мэр Сергей Собянин, бывший министр культуры Мединский и неизвестный Алексей Павликов, а еще – родственники маршала Жукова. Странный набор имен, который вкупе ничего не скажет изумленному созерцателю. Они что, просто скинулись, достав бумажники, приняли участие по долгу службы, просто курировали странный проект? Между тем дочь маршала Эра Жукова заявила газете «Известия», что узнала о замене памятника от самих журналистов и очень удивилась. Или она уже не главная родственница, указанная на доске?
Не был осведомлен о замене памятника маршалу и председатель комиссии Мосгордумы по культуре – актер Евгений Герасимов: «Я первый раз об этом слышу. Не знаю, кто это сделал. Разговоров много ходило. Но сейчас я не знаю про это», – сказал он Telegram-каналу «Подъем». Кто-то вспомнил, что идею об установке нового памятника Жукову одобрили в Общественной палате еще несколько лет назад. Как заявил в 2015 году непрофессиональной газете «Метро» председатель Комитета памяти маршала Жукова Алексей Павликов, «существующий памятник не символизирует ту мощь фигуры, которой был Жуков». По его странным словам, он не символизирует Победу, парад: «Есть ошибки в форме одежды, в орденских знаках, несоответствие осанки, непропорционально тело самого Жукова, конь достаточно молодой», – говорил он полную чушь. Но ему вторила шеф-редактор журнала «Новое сельское хозяйство», председатель клуба, который объединяет в России заводчиков ганноверской породы лошадей, Марина Политова: «Памятник Жукову на Манежной площади всегда удивлял коневодов своим экстерьером. Под маршалом страшненькая лошадка. Она не похожа на ту, на которой можно принимать Парад Победы. Эта лошадь плохо выкормленная, с неправильными углами сгибов задних конечностей». А я точно знаю, что не только анатомов и врачей, но и всех нормальных людей удивляет памятник Петру Великому работы скульптора Михаила Шемякина в Санкт-Петербурге, который нравился только двум людям – мэру Собчаку и самому скульптору. Однако уродец с крошечной головой – стоит! – вернее, сидит. Памятник маршалу Жукову установили на Манежной площади 8 мая 1995 года – к 50-летию победы в Великой Отечественной войне. Авторы памятника – скульптор Вячеслав Клыков и архитектор Юрий Григорьев – изобразили Георгия Жукова, принимающего Парад Победы 24 июня 1945 года на коне, после обсуждения (там ведь и ветераны были, в том числе лошадники, которые вопиющих ошибок в форме одежды не увидели). Изначально этот монумент вообще собирались разместить на Красной площади, но от этой идеи пришлось отказаться, поскольку площадь входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО – тут веская причина, хотя при установке огромного памятника князю Владимиру в сквере у Боровицких ворот всех рекомендаций этой организации не учли.   
Сразу после открытия монумент начали критиковать, так, в 1995 году бывший тогда министром культуры либеральный критик Евгений Сидоров отмечал неестественную позу коня, на котором сидит Жуков. Скульптор Зураб Церетели, который изуродовал своими монстрами не одно московское пространство, заметил: «Клыков – очень одаренный человек, но в данном случае не сложилось». У самого-то при мэре Лужкове «все складывалось»… Сам Клыков был недоволен расположением памятника. Он назвал решение разместить его на Манежной площади «безграмотным» и обращал внимание, что на памятник на протяжении почти целого дня падает тень от Исторического музея. Теперь на памятник упала тень головотяпства и  какого-то закулисного решения, хоть его и пытались подготовить: так, в 2015 году на заседании Общественной палаты директор мастерской «Арт-проект» Евгений Королев утверждал, что памятник Жукову был болью скульптора Клыкова: «Он всегда высказывал сожаление, что его узнают по неудачной работе, и хотел – будь на то время и деньги – снять ее, откорректировать и поставить на место», – приводила слова Королева та же газетенка Metro. Вскрылось, что еще раньше, в октябре 2014 года, общество памяти маршала направило в Мосгордуму предложение на собственные средства перенести памятник к музею Жукова в Калужской области. Его представители настаивали, что монумент выбивается из архитектурного ансамбля Манежной площади и затрудняет проведение на ней массовых шествий и парадов. (Река Бессмертного полка мимо протекала – памятник не мешал!) На месте старого памятника военачальнику предполагалось установить новый. Не этот ли готовился – отдающий честь над доской «от патриотов». Но министр культуры Калужской области Павел Суслов сразу признался, что не владеет информацией о переносе памятника в Калугу. Но РЕН ТВ уверенно сообщало: демонтированный памятник, который валялся кусками на Манежной площади, планируется отправить именно в этот город – на родину полководца. Правда, родина Жукова – деревня Стрелковка, где стоит величественный монумент.
Как удалось выяснить, отливали второго Жукова в упомянутой творческой мастерской «Арт-проект», директор которой Королев и слышал якобы от самого Клыкова, что «Жуков – его боль».  Мы, друзья и соратники Вячеслава Михайловича, такого не слыхали. Скульптор и великий патриот Клыков умер в 2006 году, но у него есть наследники, которые могут позаботиться о соблюдении авторских прав. В их числе сын автора демонтированного монумента Андрей Клыков. Утверждение, что новый Жуков – тоже работа его отца, Андрей Клыков назвал «брехней» и «наглой ложью»: «Это видно по лепке и по подходу к модели… Я сам как скульптор принимал участие в работе над этим памятником. Поэтому точно знаю, что никаких вторых вариантов отец не готовил и не собирался. Поймите, ставить такую вещь почти на Красной площади – это должна быть проделана большая работа по согласованию. Была комиссия. Были члены семьи Георгия Жукова. Художники. Ветераны. А как вот эта скульптура делалась, кто ее разрешил, я не понимаю… Нам удалось найти бумагу на разрешение работ. Якобы за подписью нынешнего министра культуры Ольги Любимовой. С этой бумагой обратились в Минкульт. Получили официальное заявление, что бумага – подделка. Теперь в этом деле будет разбираться прокуратура». Бедная Ольга Любимова – она и так помалкивает после скандальных фото молодых постов в соцсетях, а теперь вот надо в новом скандале разбираться. Ну ничего, должна сдюжить: сам президент Владимир Путин назвал ее в Крыму женщиной энергичной. Ему виднее – мы, работники культурного фронта, пока Любимову не видим и не слышим…
Наверное, скандал удастся замять, памятнику-новоделу вместе со странной доской найдут место, но не отпускает одна тоскливая мысль: если у самого Кремля, у нулевого километра России, можно вот так прилюдно и кощунственно обращаться с памятником истории и культуры, сносить его топорно и втайне, городить по центральным каналам версии одну нелепее другой, то чем мы, по сути, лучше и благороднее варваров на Украине и в Восточной Европе, и что же тогда можно творить в стороне от пристальных взоров людей и телекамер? Незабываемый урок в Году памяти и славы власть нам преподала!

 

Другие материалы номера