Это заявление заслуживает гораздо большего резонанса. Ведь сказала Элла Александровна буквально следующее: «Мы и так все понимаем, что та процедура, которая происходила, легитимизирует те поправки, которые приняты. Она уже абсолютно легитимна, исходя из того что (эти поправки. – Р.В.) приняты легитимно избранными Госдумой, Советом Федерации и нашими легитимно избранными законодательными собраниями субъектов. Принят этот закон, приняты уже эти поправки… Можно только с большим уважением отнестись к тому, что президент на этом не остановился – его политическая воля и желание услышать в данном случае не предусмотренное ныне действующей конституцией мнение народа (курсив мой. – Р.В.) дополнительно».
Давайте я переведу это с путанного бюрократического волапюка высокопоставленной чиновницы на простой и понятный русский язык. Имеется в виду следующее: поправки к конституции, предложенные президентом, были утверждены Государственной думой – нижней палатой нашего российского парламента (11 марта они прошли третье, окончательное чтение). Тогда же, 11 марта, пакет поправок был принят Советом Федерации – высшей палатой нашего парламента. 12–13 марта по ним вынесли положительные заключения региональные заксобрания (причем ни в одном из 85 регионов местный парламент не отклонил поправки). 14 марта президент подписал закон о внесении поправок в конституцию и в тот же день, 14 марта, как того и требовал подписанный закон, его текст был отправлен в конституционный суд – на предмет соответствия конституции. Суд тут же вынес положительное заключение. Уникальный случай не только в российской, но, вероятно и в мировой истории! Чтобы пройти все инстанции в огромной стране, насчитывающей 85 субъектов Федерации, понадобилось всего… 3 дня! Вот какие чудеса творит единороссовское большинство в парламентах всех уровней!
Элла Александровна Памфилова в своем заявлении от 20 марта разъяснила нам, что после этого с точки зрения закона поправки вообще-то уже считались бы принятыми. Никакого дополнительного «всенародного голосования» российское законодательство в данном случае не предусматривает. Формально федеральный и региональный парламенты как органы представительной демократии уже являются выразителями воли народа, и еще раз выражать ее при помощи голосования не требуется. Поэтому, как поясняет нам Элла Александровна, мы должны поблагодарить президента, что он решил дополнительно услышать мнение народное по поводу поправок. Мог бы и не устраивать это действо 22 апреля!
Понимаю, что это заявление Памфиловой звучит шокирующе. Ведь уже больше месяца не только из каждого телевизора, но и чуть ли не из каждого утюга мы слышим: «На голосовании 22 апреля решается судьба страны! Народ решит сам, принимать или не принимать поправки в Конституцию, а президент послушно последует за волей народа!»…
Да что провластные пропагандисты! Сам президент еще за десять дней до заявления Памфиловой, 10 марта сего года (когда депутат Терешкова внесла проект «поправки об обнулении»), неожиданно приехав в Госдуму, с трибуны нашего законодательного органа вещал: «Если граждане России проголосуют за поправки в Основной закон… то такие изменения должны вступить в силу сразу же после опубликования принятых поправок…» Наконец, и закон, который он подписал 14 марта, закрепляет действенность решения «общероссийского голосования». В нем сказано: «Статья 1 настоящего закона (то есть статья о поправках. – Р.В.) вступает в силу со дня официального опубликования результатов общероссийского голосования… если предусмотренные ею изменения в Конституцию Российской Федерации получили одобрение в ходе общероссийского голосования».
Так, может, Элла Александровна что-то путает? Ничуть. Все обстоит именно так, как сказала Элла Александровна. «Общероссийское голосование» – это «вишенка на торте». Есть в нашем основном законе статья 136. Она гласит: «Поправки к главам 3–8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации». А каков же порядок принятия федерального конституционного закона? Его определяет статья 108 той же Конституции РФ: «Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации…»
Итак, чтоб поправки в конституцию, которые не касаются преамбулы и базовых, 1, 2 и 9 глав (то есть статей с 1 по 64 и со 134 по 137), обрели юридическую силу, согласно Конституции, требуется:
Чтобы их одобрили не менее 3/4 членов Совфеда и 2/3 депутатов Госдумы
Чтобы их одобрили не менее 2/3 региональных парламентов
Чтобы соответствующий закон подписал президент.
Всё! Ни о каком общероссийском или всенародном голосовании конституция в данном случае не говорит! Голосование и созыв Конституционного собрания требуются, если вносятся изменения в преамбулу и в базовые – 1-ю, 2-ю и 9-ю главы конституции!
Но поправки президент специально поместил в другие, не базовые, главы и статьи конституции (иногда ради этого даже жертвуя здравым смыслом, так, поправка о «государствообразующем народе» помещена в 68-ю статью, посвященную… государственному языку, а поправка о «вере в Бога» – в статью 67, посвященную… определению территории Российской Федерации!)
2/3 заксобраний регионов поправки одобрили. Также их одобрили более трех четвертей сенаторов (на самом деле почти все, против проголосовал только сенатор от Иркутской области, член КПРФ Вячеслав Мархаев) и более двух третей депутатов Госдумы (воздержалась только фракция КПРФ). Президент тоже закон подписал и даже подстраховался положительным заключением Конституционного суда. Как видим, больше ничего и не требуется! Ничто не мешало Путину не упоминать в законе о поправках никакого «общероссийского голосования». Тогда поправки в конституцию, в полном соответствии с самой этой конституцией, считались бы принятыми уже в день подписания – 14 марта.
Президент, правда, упомянул голосование. Но представим себе такую гипотетическую ситуацию, что на голосовании 22 апреля народ отвергнет поправки, а значит, президент лишится законной возможности выдвинуться на новый срок в 2024 году. Закон о поправках, как мы видели, действительно, сформулирован так, что все поправки (в том числе и поправка об «обнулении») вступят в силу только после одобрения половины пришедших на голосование. Но что мешает тогда президенту переформулировать закон и снова пустить его по инстанциям? Как показал опыт, нашим сервильным «народным избранникам» нужно всего лишь 3 дня, чтоб любой президентский закон прошел не только федеральный парламент, но и все региональные!
Можно поступить еще проще: поскольку статьи 108 и 136 Конституции РФ никакого голосования по данным поправкам не требуют, а требует их лишь федеральный закон, подписанный президентом 14 марта, то можно сделать запрос Конституционному суду: «Что выше – требования федерального закона или Конституции РФ?» Ответ КС легко предсказуем. После чего оказывается, что результат неконституционного «общероссийского голосования» вообще юридически ничтожен!
Выходит, перед нами этакая блажь главного начальника: «Пусть, мол, народ еще раз покажет, как он меня любит! А не покажет, и без его любви обойдемся!» Для начальства все это не более чем воспоминания о запредельных рейтингах президента времен Крымской весны. Думаю, еще в середине марта в президентском окружении доминировали советчики, которые внушали ему: народ-де вас любит, пусть идут и проголосуют… Теперь же ситуация изменилась. Возможно, на столы к нашим руководителям попали результаты соцопросов, которые не разглашают широкой публике, предназначенные только «для самого верха». И согласно им популярность президента падает (не зря ведь они прервали публикацию интервью президента агентству ТАСС!), а народ не очень-то рвется на участки 22 апреля… Отсюда и пассаж Эллы Памфиловой…
Так что ошибается наш либеральный вития Ганапольский! Элла Александровна вполне себя контролирует, иначе бы она работала не в ЦИК, а на радио «Эхо Москвы», где еще летом каждые полчаса предсказывали «крах режЫма прямо завтра». Просто ее заявление – такое послание для масс: имейте в виду, голосование не так уж и важно! Власть может и перенести его на долгий срок, а потом «замылить», может вообще отменить – например, под предлогом заботы о пенсионерах, которые могут заразиться коронавирусом. Почтенные судьи ей помогут в этом.
Впрочем, думаю, отменять голосование всё же не будут. Это бы выглядело как откровенное признание своего провала. Его проведут, нужный результат «натянут». Просто власть через Эллу Александровну еще раз «ненавязчиво» нам напомнила, что пока Россия подмята «единороссовским большинством», от народа здесь ничего не зависит. Это вообще-то верно. Но верно и то, что в будущем 2021 году у нас будет шанс изменить такую ситуацию.
Рустем ВАХИТОВ
Резонанс: Конституция переживает пластическую операцию
«НЕТ» поправкам»!
В регионах России прошли акции
против «реконструкции» Основного закона страны
[img=-13550]
Акции протеста прошли в минувшие выходные более чем в 10 городах России: жители Красноярска, Тюмени, Комсомольска-на-Амуре, Перми, Читы, Казани, Волгограда, Орла, Боровичей, Вологды, Архангельска, Кургана вышли на улицы, чтобы сказать НЕТ путинским поправкам к конституции и обнулению президентских сроков. Справедливое негодование против откровенно шулерских методов объединило по всей стране тысячи людей, не побоявшихся выступить против узурпации власти. Все мероприятия были организованы с учетом официальных постановлений органов власти о мерах предосторожности в связи с пандемией коронавируса и прошли без задержаний.
Активнее всего к вопросу подошли в Тюмени, где за минувшие выходные прошли сразу три акции протеста против поправок в конституцию и обнуления президентских сроков. В массовом митинге на площади у Технопарка приняли участие более 300 тюменцев, в том числе активисты КПРФ, НПСР, РКРП, анархо-коммунистической молодежи, движений «Диванные войска Тюмени» и «За новый социализм», Ленинского комсомола, ВЖС «Надежда России» и «Дети войны». Лидер коммунистов Тюменской области Тамара Казанцева, выступавшая первой, задала тон всему мероприятию, заявив, что об обнулении президентских сроков можно было бы подумать, если бы Путин обеспечил благосостояние нашей страны. Но в ситуации, когда за время его правления Россия потеряла 8 миллионов человек, а благосостояние граждан постоянно ухудшается, о каком обнулении может идти речь? Помимо традиционных выступлений от представителей различных партий и общественных организаций, слово предоставили доктору медицинских наук, профессору Тюменского государственного медицинского университета Александру Извину. По его словам, расходы на здравоохранение, которое и без того в России находится в неудовлетворительном состоянии, составляют всего 3,2% ВВП, тогда как в США – 7,1–7,9%, и даже в соседней Белоруссии – 4,2%! Денег катастрофически не хватает, а то, что выделяется, еще и частично разворовывается. В текущей ситуации, когда страна находится в шаге от эпидемии, это может иметь далеко идущие последствия. Неслучайно активист движения «За новый социализм» Александр Эльминг отметил, что поправки направлены на усиление президентской власти, и в стране сейчас две проблемы – корона нашего президента и коронавирус. Те, кто из-за угрозы распространения COVID не смог присутствовать на митинге очно, присоединились к прямой трансляции в соцсетях, собравшей в итоге 4000 просмотров.
Стоит отметить, что региональные чиновники всячески изощрялись, вводя дополнительные ужесточения, чтобы свободой собраний на местах могло воспользоваться как можно меньшее число граждан. На руку власти в этом плане оказался коронавирус. Так, в Казани УМВД в последний момент ограничило количество участников митинга до 19 человек, а в Югре самим организаторам митинга – местному отделению КПРФ, пришлось в связи с пандемией прилагать усилия для того, чтобы и митинг состоялся, и число его участников случайно не превысило установленные запреты. Изначально было заявлено о 300 участниках, для всех был даже предусмотрен и создан запас необходимого количества индивидуальных масок, позже дополнительным уведомлением организаторы снизили число участников до 90, еще через день – до 45. По словам самих коммунистов, это небывалое явление в практике организации массовых акций КПРФ – сначала позвать людей для обсуждения проблем и непосредственного диалога с властью, а затем начать снижать число собеседников. Впрочем, снижение числа участников митинга было компенсировано призывом ко всем местным блогерам вести онлайн-трансляцию. Примечательно, что, как и в Тюмени, этот призыв сработал «на ура», а предпринимаемые меры к снижению явки только усилили мобилизацию всех неравнодушных.
Оригинально вышли из положения с ограничением численности участников акций в Чите. Согласно введенному в крае режиму повышенной готовности из-за коронавируса, там оказалось запрещено собираться числом более 50 человек. Организаторы митинга, прошедшего около здания театра «Забайкальские узоры», – активисты движения «Гражданская солидарность», в целях безопасности попросили собравшихся с лозунгами «Нет вечному Путину» и «Лучшая поправка – Путина отставка» разделиться на две группы и разойтись по разные стороны импровизированной трибуны. А для привлечения большей аудитории не только провели онлайн-трансляцию митинга в социальных сетях, но и подключили к колонке телефон, позвонив на указанный номер, любой участник трансляции получал возможность дистанционно выступить перед митингующими.
В столице Удмуртии Ижевске согласованный властями митинг прошел у монумента Дружбы народов. В нем приняли участие представители КПРФ, Российского социалистического движения, штаба Алексея Навального, Революционной рабочей партии, «Граждане СССР» и другие организации. Всего на площади собралось около 150 человек.
В Новосибирске, несмотря на неблагоприятные погодные явления, более 40 человек приняли участие в согласованном митинге «Против политических репрессий в России». Активисты потребовали обнулить сроки политзаключенным. В Комсомольске-на-Амуре НЕТ Путину и его поправкам вышли сказать не только члены политических партий и общественных организаций, но и простые горожане, подготовившие огромное количество плакатов: «Путин, обнуляй счета своих олигархов, а не президентские сроки», «Путина поправка – народу удавка», «Дадим Путину пожизненный срок!» – проявили истинно народную изобретательность жители Города юности. В Красноярске участники акции вышли под лозунгами «Вова, сдвинь корону набок, чтоб не висла на ушах» и «Нет узурпации власти», в Архангельске предложили послать на три буквы НЕТ, а в Казани стояли с плакатами «Пути нет» и «Долой самодержавие». Серию одиночных пикетов против изменений в Конституцию провели на выходных активисты в Калининграде и Сочи.
Прозвучали за эти дни по проблеме поправок и обнулений и несколько резонансных персональных заявлений от известных россиян. Так, Максим Леонидов, музыкант, один из основателей и участник бит-квартета «Секрет», поддержал кампанию «НЕТ поправкам в Конституцию!»:
– Когда все это кончится, важно без стыда смотреть на себя в зеркало и знать, что мы хотя бы попытались. Мы сделали всё, что в наших силах, чтобы не допустить эти бессовестные поправки, – записал видеообращение музыкант.
В городе Мытищи Московской области даже запрет на мероприятия численностью более 50 человек из-за разгула коронавирусной инфекции не помешал выйти на улицу протестующим против поправок к Конституции РФ местным активистам и членам организации «Альянс врачей». Представители администрации Мытищ сразу же заявили, что митинг был организован, чтобы расстроить работу городских властей, несмотря на «предписания, касающиеся поведения и личной ответственности в условиях сложной ситуации». Напомним, что в самой столице проведение любых массовых мероприятий на улице запрещено до 10 апреля.
Юлия ЖУМАКБАЕВА
Проект «К» — на тормозах?
ЦИК рекомендовал регионам приостановить распространение информационных материалов по общероссийскому голосованию
По информации издания «Коммерсант», Центризбирком попросил регионы притормозить печать и публикацию информационных и агитационных материалов о предстоящем голосовании по конституционным поправкам из-за неопределенной ситуации с возможным переносом даты голосования на фоне пандемии COVID-19. Региональным комиссиям рекомендовано отложить начало подомового обхода граждан с целью информирования о голосовании и не публиковать представленные в минувшую пятницу агитационные видеоролики. В нескольких регионах «Ъ» подтвердили получение рекомендации из ЦИКа в виде голосового сообщения представителя комиссии с просьбой «замереть по всем пунктам» до появления определенности «в понедельник-вторник».
18 марта ЦИК представила новые варианты логотипа без указания даты, с учетом о возможном переносе голосования. К этому времени некоторые регионы уже успели запустить в печать материалы с указанием даты 22 апреля и вынуждены были заказывать новую партию материалов – уже без даты. В некоторых регионах заявили о нехватке средств на повторную печать.
Источник «Ъ», близкий к администрации президента, сообщил, что 20 марта в ЦИКе прошло совещание, на котором решили рекомендовать регионам приостановить печать и размещение информационной продукции по общероссийскому голосованию. После этого региональные избиркомы получили голосовое сообщение начальника управления пресс-службы и информации аппарата ЦИК РФ Ольги Кузнецовой, в котором она рекомендует «до понедельника просто замереть», «ничего не печатать и не вешать». Продолжать печатать пока можно только брошюру с разъяснением предложенных конституционных поправок, остальное рекомендовано «затормозить». Из сообщения следует, что определенность появится «в понедельник-вторник».
В сообщении уточняется, что, если регионы уже успели разместить информационные материалы с датой, криминала в этом нет, но продолжать так делать не следует.
Региональным комиссиям также рекомендовано не начинать с понедельника, 23 марта, подомовой обход с целью информирования граждан и не спешить с открытием пунктов приема заявлений (на досрочное и надомное голосование) до появления определенности.
Напомним, в пятницу на заседании ЦИКа глава комиссии Элла Памфилова заявила, что «принят уже этот закон о поправках, приняты поправки, уже сам по себе этот процесс легитимен. И только можно отнестись с большим уважением к тому, что президент на этом не остановился и его политическая воля и желание — услышать в данном случае не предусмотренное действующей Конституцией мнение народа… Он на это пошел, это достойно большого уважения».
Ряд уже размещенных информационных баннеров о голосовании вызвал в социальных сетях неоднозначную реакцию. Так, в пятницу в Сети появились фото баннера на одной из улиц в Томске, на котором изображена маленькая девочка с букетом гвоздик и в военной форме, а также размещена надпись «Защитим память предков. Конституция 2020». По данным СМИ, изображение ребенка ранее использовалось в рекламном проекте Сбербанка к Дню Победы в 2019 году, когда организация продвигала проект благотворительного фонда «Память поколений». На следующий день в социальных сетях появилось фото баннера в Новосибирске, где изображена маленькая девочка, обнимающая собаку, и размещена надпись «Ответственное отношение к животным. Конституция 2020». Пользователи соцсетей отметили, что баннер установлен в сугробе, величина которого превышает рост запечатленных на фото прохожих.