Мэр Москвы Сергей Собянин заявил о «возрождении» ВДНХ после десяти лет реконструкции, отметив, что это один из самых ярких открытых объектов. «В более поздний период – хрущевский период – многие памятники были запущены, забиты какими-то железными панно, которые скрывали истинную красоту этих павильонов, – рассказал мэр столицы в интервью телеканалу «Россия 1». – Мы воссоздали не только то, что было при Хрущеве и Брежневе, но и то, что еще в сталинский период было. Конечно, такую красоту, наверное, не помнят уже даже многие последние поколения людей, но это историческое то, что было на ВДНХ».
Замечательно, что столичные власти за время реконструкции убрали сотни незаконных строений и ларьков и вернули выставке ее прежний вид. Но, отметим, что ВДНХ, если уж говорить о ее историческом назначении, была создана для демонстрации достижений народного хозяйства Советского Союза. Возрождение – это замечательное слово, но почему-то сегодня оно касается исключительно внешнего вида павильонов, архитектуры и памятников, и не затрагивает содержимого самой выставки.
Давайте рассмотрим некоторые «достижения», представленные здесь: «Выставка уникального мира звездных войн», «дом комиксов», «футуристичное кафе», «подростковые мастерские», арт-лофт и другие. У многих из этих объектов уже в названиях заложена неадекватность в предназначении ВДНХ. Есть масса музеев, образовательные центры, театры, рестораны, кафе, магазины и даже «интерактивная выставка роботов для всей семьи». Не уверен, что все эти роботы российского производства. Так вот, при внимательном рассмотрении наполнения ВДНХ сразу возникает один вопрос. Если речь идет о возрождении ВДНХ, то где, собственно, сами достижения народного хозяйства России? Где рекорды, где новейшие станки, трактора, где современная техника и те самые «прорывные технологии», о которых нам ежедневно рассказывают красивые ведущие и чиновники с экрана телевизора?
Может, в павильоне, который называется «Дом ремесел», мы наконец-то увидим достижения и рекорды инженеров и рабочих, которыми может гордиться страна? Увы, в этом павильоне размещены: мастерская и школа стекла, флористическая мастерская, архитектурно-производственная мастерская, школа сыроделия, лаборатория по обжарке кофе, мастерская по ремонту велосипедов, фарфоровая мастерская, фотостудия и мастерская по производству хлебобулочной продукции…
Музей «Атом» – замечательный интерактивный проект на ВДНХ, рассказывающий об истории освоения атомной энергии, от начала советского атомного проекта и до наших дней (наверное, что-то сильно изменилось?). Проект отличный, кто же спорит. Только вот до уровня ВДНХ СССР, уж извините, «не дотягивает». Потому что на советскую экспозицию выстраивались очереди даже из иностранцев – все хотели посмотреть на действующий ядерный реактор на уране-235, и сквозь почти пятиметровый слой воды увидеть характерное голубое свечение, производимое ядерной реакцией.
Интерактивный музейный комплекс «Буран» вызывает неподдельный восторг у молодежи, которая с удовольствием пользуется возможностью на тренажере виртуально посадить «Буран» с высоты восемьдесят тысяч километров на аэродром Байконура. Но у знакомых с ситуацией людей, знающих историю этого проекта, от вида этого космического корабля сжимается сердце. Да, «Буран» был построен (в нескольких изделиях) советскими специалистами и совершил свой первый и последний космический полет 15 ноября 1988 года. Таких кораблей должно было быть девять. Это исследовательские, грузовые, пассажирские и иные космические суда, которые должны были изменить наше представление о космосе, и сделать его более доступным. Как и на многих музейных экспонатах, на «Буране» надо повесить табличку: «Построен в СССР, уничтожен в России». Великий проект просто «закрыли» в 1993 году.
Также на выставке можно виртуально полетать и посадить легендарный ЯК-42. Был здесь в советское время был и самолет ТУ-154, но в 90-е его «разобрали», чтобы построить на месте стоянки другое здание.
Сложные впечатления производит и ракета-носитель, на которой Юрий Гагарин покорил космос. Нет, с точки зрения ее значимости и исторической ценности самого полета вопросов нет – все верно. Вопрос только в том, почему сегодня, в России 2024 года, эта ракета-носитель стоит здесь одиноко? Напомню, полет «Востока» состоялся через 38 лет после окончания Гражданской войны в СССР, когда страна была разрушена, промышленности как таковой не существовало, а общество «задыхалось» от безграмотности и отсутствия технических специалистов. Потом была Великая Отечественная война, которая на долгих четыре года перевела промышленность на военный лад, и великая трагедия – почти двадцать семь миллионов человеческих потерь. И вот через 16 лет СССР на удивление всего мира СССР запустил «Восток» с Гагариным на борту, открыв космическую эру человечества.
После преступной ликвидации Советской Страны прошло 33 года. Где в «России космической» новые звездные корабли, где космические прорывы? Почему их нет на «возрожденной» ВДНХ? А потому, что их просто не существует. Можно было бы поставить сюда копию отечественного аппарата «Луна-25», так он разбился о поверхность при посадке. Китайский и даже индийский луноходы успешно «прилунились», а наш – разбился…
На момент полета в космос Юрия Гагарина ВДНХ СССР уже действовала, демонстрируя в своих павильонах достижения во всех отраслях народного хозяйства. Сюда выставлялось все лучшее, чем могла гордиться Советская Страна. А гордиться было чем – за пять послевоенных лет было построено и восстановлено более шести тысяч промышленных предприятий. Уже через два года был достигнут довоенный уровень выпуска промышленной продукции (1940 год), а к 1950 году он увеличился на 73 процента по сравнению с довоенным.
Сегодняшнее ВДНХ в Москве – это замечательный современный музейно-исторический, культурный, образовательный и развлекательный комплекс. Да, он был необходим, и да, он будет востребован, как жителями Москвы, так и гостями столицы. Но ВДНХ сегодня – это просто историческая аббревиатура. Не отражает реально те процессы, которые сегодня происходят в стране, и говорить о «возрождении» выставки по советскому образцу неверно.
Неверно потому, что «возрождение» у нас никак не встанет «на ноги», хотя в России и не было разрухи и войны. Сотни и тысячи космических, промышленных и иных проектов за последние десятилетия были озвучены и «презентованы» в СМИ «эффективными менеджерами». Годами они рассказывают о том, что предстоит сделать и как это отразиться на нашей стране. Проблема в том, что все эти проекты «на выходе» часто «лопаются», как мыльные пузыри, оставляя после себя только воспоминания об исчезнувших миллионах и миллиардах бюджетных средств.
Как пример работы «эффективных менеджеров» возьмем, к примеру, «виртуальную птицефабрику» (таких «фабрик», «заводов», «комплексов» и «предприятий» много было «презентовано» в РФ с начала 2000-х). В начале появляется виртуальный пиар-проект «новейшей и эффективной» фабрики, о котором говорят представители местной элиты. В течение года-двух эта виртуальная фабрика не сходит со страниц местных СМИ. Чиновники «обсасывают» эту тему со всех сторон: сколько кур, сколько мяса, сколько яиц, доля на рынке, доходы и прочее. Все это непременно презентуется заезжим чиновникам из федеральных министерств, служб и ведомств, непременно упоминается на выборах всех уровней. Выделяются деньги, и … хорошо, если через пару-тройку лет «оппозиционные» местной власти СМИ покажут картинку с «останками» былых планов, чаще такие проекты «умирают» в гробовой тишине. Ряд таких «проектов» даже до фундамента не дошли, но до сих пор оставили о себе дорогостоящую память. Про них забыли, и совсем напрасно. Ведь на карьеру многих «эффективных менеджеров» итоги реализации таких виртуальных пиар-проектов не повлияли, и сегодня они продолжают свою «эффективно-виртуальную» работу на новых постах.
Уверен, в России много действительно значимых достижений во всех отраслях сельского хозяйства и промышленности, которые украсили бы любой павильон ВДНХ. Вот только их, как правило, сложно найти. Профессионалы, руководители-производственники с огромным опытом успешной работы часто не занимаются «виртуальным пиаром» – им тупо некогда, они нацелены на конечный результат, на развитие своих предприятий и улучшение продукции. И едва ли они найдут время для создания экспозиции на возрожденной ВДНХ. Этих людей, имеющих практический опыт успешной работы, должно искать государство. Их опыт, успехи и достижения имеют ценность не только для ВДНХ, но и для всей страны в плане передачи опыта и методов реальной, а не «виртуальной» работы. И вот когда такие люди получат в свои руки полномочия, финансы и независимость от «эффективных менеджеров», они действительно смогут изменить положение в стране и возродить российскую промышленность, и порадовать нас не «виртуальными пиар-проектами» и «фантастическими» презентациями, а реальной работой на благо России.
Евгений ФЕДОРИНОВ