На территории Красноярского края объявлена чрезвычайная ситуация федерального масштаба из-за попадания в реки Амбарная и Далдыкан более 20 тыс. тонн дизтоплива, вылившегося из резервуара, принадлежащего ТЭЦ-3 «Норильско-Таймырской энергетической компании» (НТЭК), входящей в группу «Норильский никель».
Сегодня, когда масштаб экологического бедствия в Красноярском крае уже виден даже со спутниковых снимков, началась самая настоящая гонка федеральных и региональных ведомств.
МЧС торопится доложить об ударной работе по ликвидации последствий катастрофы. Росприроднадзор сообщает о превышении в 10 тысяч раз предельно допустимой концентрации вредных веществ на водных объектах близ Норильска. Губернатор края Александр Усс заявляет, что следы нефтепродуктов обнаружены в озере Пясино. Росрыболовство обнародовало информацию, что мониторинг, проводимый ведомством, показывает: основная масса вылившегося дизтоплива ушла дном под заградительными бонами и добралась до озера Пясино.
Следственный комитет возбудил уголовное дело и предъявил обвинение начальнику котлотурбинного цеха ТЭЦ-3 Вячеславу Старостину по статье «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ». Все торопятся продемонстрировать, что активно занимаются ликвидацией последствий катастрофы и выявлением виновных. И это при том, что и в МЧС, и Росприроднадзоре, и в администрации Красноярского края уже к вечеру пятницы 29 мая знали о разливе дизтоплива из резервуара ТЭЦ-3. Знали, но всероссийского шума не поднимали. Хотя замначальника экологического отдела Росприроднадзора по Норильску Василий Рябинин 29 мая выехал в район разлива дизтоплива, сделал фото- и видеосъемку и доложил по вертикали природоохранного ведомства о возможном масштабе катастрофы. То ли в МЧС, Росприроднадзоре и администрации края надеялись, что топливное пятно «само рассосется», то ли в пятницу не захотели менять планы на выходные.
На первых снимках, сделанных со спутника, видно, что заградительных бонов на реках Амбарная и Далдыкан еще нет. Их начали разворачивать уже после президентского «наезда».
Топливо из злополучного резервуара вылилось буквально за считаные минуты. Так стремительно, что верхняя часть резервуара вогнулась. И вот что главное. В этом резервуаре вообще не должно было быть дизельного топлива, он должен был быть пустым. Совсем пустым. Потому что еще в 2016 году был выведен на капитальный ремонт. И именно из-за этого с 2016 года он ни разу не проверялся. Об этом официально сообщил Росприроднадзор: «Что касается аварийного пятого резервуара, то с 2016 года он, по решению администрации предприятия, был выведен в ремонт, что исключило возможность проведения в отношении него проверочных мероприятий».
Согласно ежегодным отчетам НТЭК о производственном контроле, данный резервуар продолжает находиться в ремонте. Но появилась информация, что в резервуаре могло храниться дизельное топливо Росрезерва. И что разрешение на эксплуатацию злополучного резервуара якобы было дано Ростехнадзором. По крайней мере, об этом говорят многие в самом Норильске. Тогда возникает совершенно резонный вопрос: почему в Росприроднадзоре не знали, что находящийся на капремонте резервуар начал эксплуатироваться? Ведь кто-то же на это дал разрешение.
Финал такого безрассудства крайне печален. «Арктике на самоисцеление потребуются десятилетия», – уверен эколог Александр Колотов, говоря о последствиях ЧП в Норильске.