По иронии судьбы, или как оговорка по Фрейду, «победитель» закавычен самими же казаками. Мне сложно судить, насколько авторитетны в казачьей среде лица, финансировавшие установку памятника, и насколько их мнение отражает позицию всего казачества. Известно, что казаки теперь разные. Кого-то называют ряжеными за отсутствие реальных заслуг перед обществом и страсть к увешиванию себя побрякушками, а кто-то служит и трудится на благо нашей страны.
Не меньше вопросов вызывает и открытие памятника на территории православного храма («Так как казаки в современной России выступают продолжателями традиций служения Отечеству и вере», – уверяет автор информационного материала). Правда, итоги гражданского противостояния уже давным-давно, аж в 1923 году, подвел патриарх Тихон: «Советской власти не враг. Я окончательно и решительно отмежевываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархическо-белогвардейской контрреволюции». Но что последователям белогвардейщины слова святителя, прошедшего к признанию Советской власти через думы и скорби. Для беляков «история Гражданской войны в России (1917–1922) до сих пор переосмысливается, вспоминаются и реабилитируются имена незаслуженно забытых ее участников». Каким судом реабилитируют «незаслуженно забытых», мне неизвестно.
Что касается Чапаева, он отнюдь не забыт. Истинный народный герой, человек великой храбрости, смекалки и благородства, Василий Иванович и сейчас всем известен. О нем снимают фильмы и передачи. Его присутствие в народном фольклоре свидетельствует об истинной народной любви и популярности. Впрочем, и полковник Уральского казачьего войска Тимофей Сладков не должен быть отнесен к «незаслуженно забытым». Именно он, будучи командиром белоказачьего полка, а потом и дивизии, возглавил в сентябре 1919 г. карательный отряд, который прошел рейдом по тылам? красных войск и совершил атаку на станицу Лбищенскую. В ходе жаркого ночного боя беляками был уничтожен штаб 25-й дивизии вместе с ее командиром Василием Ивановичем Чапаевым.
БОИ на прикаспийских территориях носили крайне ожесточенный характер. Многие населенные пункты по нескольку раз переходили из рук в руки. За Чапаева был народ, против – колчаковцы – лучшие офицерские и казачьи части, снабженные интервентами всем необходимым. Удача в бою переменчива. Сегодня красные безудержно наступают, завтра контратакуют белые. Теперь, спустя сто лет, можно было бы отнести лбищенский рейд белоказаков к несомненной тактической и пропагандистской удаче. Если бы… Если бы это был честный бой.
Над захваченными врасплох безоружными людьми (многие даже не относились к боевым подразделениям чапаевцев) была учинена звериная расправа. Вспомним Д. Фурманова:
«Разъяренные, рассвирепевшие казаки, узнав, что в руки попал «сам комиссар», даже и не подумали что-либо узнавать от него, допрашивать и выпытывать, – они горели звериной охотой поскорее учинить над ним кровавую расправу. Выволокли на волю – каждому хотелось первому всадить ему в грудь холодное лезвие… Потрясали над головой оружием, скрещивались, звенели шашками, с остервенелыми лицами ждали, когда его бросят на землю… И как только бросили – в горло, в живот, в лицо воткнулись шашки и штыки… Началась вакханалия. Но и этого было мало: ухватили за ноги, ударили, размахнувшись, с такой силой, что разлетелась черепная коробка, выскочили мозги… Потом рвали, драли, кололи и резали его одежду, пинали этот сгусток мяса и крови, каждый метил пнуть непременно в лицо… Тут же поблизости стояли несколько пленных красноармейцев; они с ужасом смотрели, во что превращен был славный комиссар Павел Степаныч Батурин. Несчастные! Они почти все до одного – уже через несколько минут – сами погибли под казацкими шашками…».
Не щадили белобандиты и сдавшихся в плен. Красноармеец И. Володихин вспоминал:
«Мы старались прорваться, но я был тяжело ранен, и меня схватили казаки. На допросе мне штыком прокололи руку, потом ударом приклада сбили с ног, и я потерял сознание. Когда пришел в себя, приказали вырезать на теле знак звезды, а от следующего удара я снова потерял сознание. Очнулся уже во рву среди трупов расстрелянных товарищей, когда в город вошли чапаевцы».
Ординарец Чапаева Петр Исаев, знаменитый Петька, честный и преданный делу освобождения народа боец, «остался на берегу до конца и, когда винтовка стала не нужна, выстрелил шесть нагановских патронов по наступавшей казацкой цепи, а седьмую – в сердце. И казаки остервенело издевались над трупом этого маленького рядового, но такого славного, благородного воина. С большим трудом потом опознали товарищи эту раздавленную в песке кровавую массу человеческого тела…».
Одно дело враг, поражающий тебя в честном бою. Другое – нелюдь, калечащий даже трупы. Впрочем, как писал Ромен Роллан, «во все времена белые армии похожи одна на другую».
ПОЛКОВНИКУ Сладкову досталась «честь» калифа на час. Убить Чапаева у него получилось. Но победить поднявшийся народ – нет. Совсем скоро Михаил Васильевич Фрунзе издает приказ по фронту:
«Пусть не смущает вас ничтожный успех врага, сумевшего налетом кавалерии расстроить тыл славной 25-й дивизии и вынудить ее части несколько отойти к северу. Пусть не смущает вас известие о смерти доблестного вождя 25-й дивизии Чапаева и ее военного комиссара Батурина. Они пали смертью храбрых, до последней капли крови и до последней возможности отстаивая дело родного народа».
Мощными ударами красных был восстановлен дрогнувший было фронт. Белоказаки стремительно откатывались к Гурьеву и форту Александровский. Через полгода с белогвардейщиной в Прикаспии было покончено. Сладков с остатками своих подчиненных эвакуировался под защиту англичан в персидскую Басру (в спешке бегства оставив даже жену с ребенком).
В эмигрантском безопасном далеке полководческие дары полковника не были оценены. Пришлось довольствоваться подсобной работой на ферме богатого француза. Так и истлела бы память о белогвардейце, но вот нашлись в родных пенатах идейные последователи. Вот только в родных ли пенатах? Родиной Сладкова был Уральск, теперь он на территории Казахстана. Насколько я понял из восторженных публикаций о Сладкове, казахстанские власти кумира себе в виде белого полковника не сотворили. Потому памятник был установлен в населенном пункте, никакого отношения к Сладкову не имеющем. Каков его статус, тоже юридически не совсем мне понятно – предмет религиозного назначения? Частная собственность?
К чести казахстанцев сказать, что они боятся переписывать историю. На Украине вот не испугались. Пытаются в Белоруссии. С моей точки зрения переписывание истории – тревожный симптом оранжевых революций. Что сказать о памятнике убийце Чапаева? Лично для меня это плевок в душу. Мой прадед Константин Александрович Иванов – славный кавалерист, чапаевец, в честь него меня назвали, наверное, переворачивается в гробу. Да и не для меня одного. Мы все с трудом отходим от оранжевого перестроечного морока, с его «новой правдой», «плюрализмом» (плюй в реализм), «белыми пятнами истории». Рейтинг Сталина зашкаливает. О каких бы достижениях ни говорили даже официальные СМИ (в военном деле и судостроении, литературе и разведке, балете и освоении космоса), приходится признать, что были они в советское время. Даже высшая власть с оговорками, но признает красный ХХ век. Кому снова понадобилось бередить старые раны? И где? На Урале, где кровавым потопом, не забытом и поныне, прошла колчаковщина. Или они следуют словам черного барона Врангеля, что гражданская война не закончилась, а лишь приняла новые формы.Нам война, а тем более гражданская, не нужна.