Предполагалось разработать дорожную карту, как спасти предприятие, но «МетАгломерат» начал увольнения, не выполнив свои обязательства. Как сообщили сотрудники предприятия, последние несколько дней им предлагают подписать заявления об увольнении по соглашению сторон.
«…Говорят, что сначала мы должны подписать заявление, потом бухгалтерия будет считать некую сумму компенсации, выходного пособия, – рассказал один из сотрудников. – На словах это примерно 60 тыс. рублей, две зарплаты. Но всех настораживает, что подписать бумаги надо сейчас, а сумму компенсации назовут ближе к увольнению. Когда руководство просят: покажите расчет, отвечают, что так не положено. Кроме того, пугают тем, что 1 ноября предприятие встанет окончательно и денег не будет в принципе. Говорят: подписывай, дурак, а то и этого не будет, и потом на бирже будут меньше платить».
Ситуация на «МетАгломерате» попала в публичную плоскость летом 2020 года, когда рабочие сообщили о предстоящем сокращении. Как объяснили руководители, мол, зимой нет возможности поставлять в Магнитку сырье, поэтому предприятие переводят на сезонный режим работы. При этом сотрудникам предложили ехать вахтовым методом на другие предприятия в Челябинск или Пермский край. Но особенность работы «МетАгломерата» в том, что основная масса сотрудников – женщины, и им трудно бросить семьи и уехать на вахту. После шумихи в СМИ на ситуацию обратили внимание власти. Была собрана рабочая группа. Но окончательного решения она не приняла из-за того, что ее члены заболели коронавирусом.
– «МетАгломерат» – крупнейший работодатель на территории, а большая часть налогов в местные бюджеты поступает от НДФЛ, – говорит представитель Горно-металлургического профсоюза России Владимир Ревенку. – Предприятие является единственным в регионе поставщиком марганцевого и хромистого агломерата, необходимого для производства феррохрома и ферромарганца. Если владельцы завода говорят о том, что весной планируют возобновить работу, то пусть переведут рабочих в простой с сохранением двух третей зарплаты и стажа или выплатят пособие в размере 5–6 средних зарплат. То, что предложено рабочим в Магнитке сейчас, даже меньше, чем они получили бы по сокращению…
По словам председателя Федерации профсоюзов Челябинской области Олега Екимова, на днях он стали получать сообщения, что рабочие подписывают заявления без соглашения, где не оговорены размеры выходного пособия. По его словам, профсоюзы добиваются для рабочих выплаты порядка 100–150 тыс. рублей. В целом понять, какие у ЧЭМК планы, никто не может. То собственники завода заявляют, что переходят на сезонный режим, то говорят о консервации. В пресс-службе ЧЭМК сообщили, что увольнения работников в Магнитке начались по той причине, что руды на предприятии больше нет и работать оно не может.
Завод расположен в уральской глуши – рабочем поселке Магнитка с населением 5 тысяч человек. Это почти подножие хребта Большой Таганай, на границе с национальным парком Таганай. Сюда приезжают любоваться природой туристы, отсюда начинаются популярные пешие тропы в заповедник. Но местным жителям не до красоты: значительная часть из них – работники «МетАгломерата», и трудового будущего у большинства, судя по всему, здесь уже не предвидится. Переехать в другое место у людей нет возможности, потеря работы полностью лишит средств к существованию.
Податься в самом поселке некуда: второе по величине предприятие – ООО «Уралстройщебень» (менее 100 работников) – технологически связано с «МетАгломератом», поставляет ему подвижной состав для транспортировки сырья. «Если «МетАгломерат» встанет, то и мы встанем», – считает председатель профкома «Уралстройщебня» Елена Соколова.
По мнению Бориса Бубыря, бывшего главы поселка, если закроется фабрика – ничего тут не будет.
– Это же основной источник бюджета. Освещения не будет, дорог не будет. Не на что будет ремонтировать, – уверен он.
С фабрикой в Магнитке связана почти каждая семья.
– Двое сыновей у меня там, – жалуется 80-летняя Нина Яковлевна. – А эти буржуи говорят: завод закроем, пусть на вахту едут. А что значит на вахту? Тут и раньше на вахту ездили, а сколько семей из-за этого разрушено, сколько детей без отцов?
– Всем предложили увольняться. На что жить теперь – непонятно, – делится Олег Пургин, рабочий дробильного цеха. – Хотят нас поувольнять, и поселок умрет…
– Сейчас даже полы мыть – и то все занято, никуда не пробиться, – объясняет машинист Татьяна Бондарская. – Теперь вот неизвестно, что с нами будет. Каждый день голову ломаем, на что жить дальше. Выживаем за счет огорода и леса – вон восемь ведер опят набрали, закатали, будем зимой жевать.
Поселение здесь возникло 90 лет назад не просто так, а благодаря здешним залежам титана и ванадия. И вот почти через век владельцы ЧЭМК решили остановить предприятие и разогнать всех рабочих. Теперь они смотрят на окружившие их горы с нескрываемой тревогой – деваться отсюда некуда…