ЧЕТВЕРТЫЙ ОРДЕН

Воспоминания об ордене Боевого Красного Знамени невольно вызывали в памяти строки про отважного Орленка, о том, как «уходили комсомольцы на Гражданскую войну», страницы из книги «Как закалялась сталь». Второй орден – Трудового Красного Знамени, врученный руководству комсомола в 1931 году, позволял вспомнить город Комсомольск, одноименный фильм, а также название станции московского метро. Орден Ленина, которым комсомол был награжден в 1945 году, напоминал о подвигах «Молодой гвардии», Зои Космодемьянской, Александра Чекалина, Лизы Чайкиной и многих других героев, носивших значки с надписью «КИМ». 
Я сказал моему экзаменатору, что всего три года назад ВЛКСМ получил 4-й орден (орден Ленина) по случаю своего 30-летия. Я был удивлен, когда комсомольский сотрудник сказал, что я «не совсем точно ответил» на его вопрос. Он заметил, что вторым орденом Ленина комсомол был награжден также, потому что миллионы комсомольцев самоотверженно трудились, выполняя задания по восстановлению и развитию разоренного хозяйства страны. К сожалению, и в последующие годы эта героическая деятельность комсомола не получила такого всенародного признания, как это было в отношении предыдущих эпохальных событий в истории ВЛКСМ.
Война еще продолжалась, когда весной 1943 года в Сталинград прибыли 25 тысяч комсомольцев, которые включились в дело восстановления города-героя. А вскоре свыше 100 тысяч комсомольцев со всех концов страны трудились, восстанавливая шахты Донбасса. Став первым секретарем Красноармейского райкома ВЛКСМ, В.С. Семичастный позже писал в своих воспоминаниях: «Возрождению «Всесоюзной кочегарки» помогали 29 республиканских и областных комсомольских организаций страны. Помощь предоставлялась рабочей силой, оборудованием, инструментами, стройматериалами. Развернулось стахановское движение. Например, над шахтами треста «Сталин-уголь» шефствовали комсомольцы Москвы. На средства, заработанные во внеурочное время, москвичи приобретали стройматериалы и направляли в Донбасс для восстановления предприятий, жилищ, культурно-просветительских учреждений». 
Активное участие в восстановлении сыграли донецкие комсомольцы. Семичастный вспоминал: «Большинство комсомольцев, оставшихся на оккупированной территории, было восстановлено. К началу 1944 года в области было завершено воссоздание городских и районных комитетов комсомола. На освобожденной от фашистов территории было зарегистрировано 22 668 членов ВЛКСМ, переживших оккупацию… Именно эти парни и девчата стали в первые ряды тех, кто взялся за непосильную задачу – восстановить родной Донбасс… Еще шла война и в полную меру действовал призыв: «Все для фронта, все для победы!» Для Донбасса этот лозунг звучал так: «Уголь любой ценой!»
Семичастный писал: «Уголь брали везде, где могли. Копали примитивные шахты, вспоминая, что когда-то местная промышленность добывала так бытовой уголь для продажи. Шахтенки эти мы называли «мышеловками».
Но постепенно масштаб работ разрастался. «Появились комсомольские стройки, комсомольские бригады, молодежно-комсомольские смены. Поскольку молодых ребят не хватало, был брошен клич: «Девушки – в забой!» В течение двух лет в условиях войны были восстановлены 60 основных и 350 мелких шахт!»
Как писал Семичастный, «к началу 1944 года фронт работ в Донбассе значительно расширился. Началось восстановление доменных печей, разрушенных в Мариуполе, Енакиеве, Сталино и Макеевке. Скоростными методами комсомольцы начали возрождать шестую домну на Енакиевском металлургическом заводе. Уже в декабре 1943 года она дала первый чугун и получила название «Комсомольская».
Вскоре комсомольцы всей страны приняли участие в восстановлении Днепрогэса и Запорожстали. Всего за годы первой послевоенной пятилетки в работах по восстановлению разрушенной промышленности приняли участие 4,5 миллиона молодых людей с комсомольскими путевками. Ко дню 30-летия ВЛКСМ 2 миллиона юношей и девушек досрочно выполнили годовые нормы, а более 700 тысяч – нормы пятилетки 1946–1950 гг.
Комсомол помогал возрождать и советские села. Семичастный вспоминал: «По нашей инициативе проводились месячники по сбору запасных частей и инструментов, организовывали шефство над машинно-тракторными станциями. По селам прокатился призыв: «Девушки – на трактор!» К концу 1945 года было восстановлено хозяйство всех колхозов и совхозов области. И везде был виден труд молодых, которых объединил и вел комсомол. Комсомольцы, как и на фронтах Отечественной войны, были в первых рядах тружеников». 
К 1948 году в сельской местности страны уже имелось 200 тысяч первичных комсомольских организаций, объединявших более 2 миллионов членов ВЛКСМ. 2137 комсомольцев были избраны председателями колхозов, более 300 тысяч – членами правлений, ревизионных комиссий, бригадирами.
В 1946 году ЦК ВЛКСМ объявил Всесоюзное соревнование комсомольских организаций и молодежи за развитие сельской электрификации. Только в 1948 году силами молодежи было построено и сдано в эксплуатацию 6200 электростанций. В 1946–1948 гг. около 500 молодых колхозников, работников МТС и совхозов были удостоены звания Героя Социалистического Труда, свыше 6 тысяч юношей и девушек были награждены орденами и медалями.
Известно, что суровое последствие Гражданской войны – появление многомиллионной армии беспризорников – не приняло столь грозных масштабов после завершения Отечественной войны. В немалой степени это объяснялось активной деятельностью комсомола. Семичастный вспоминал: «Мы восприняли как личную беду… проблему детей – сирот войны. Комсомольцы активно участвовали в создании специальных бригад, которые совместно с работниками органов НКВД систематически обходили улицы, железнодорожные станции, квартиры, выявляли и вели учет детей сирот и беспризорных, устраивали их в детские приемники и детские дома».
Даже эти отдельные факты деятельности Всесоюзного комсомола и его местных организаций по возрождению Советской страны после жестокого разорения свидетельствуют о том, что на протяжении своего существования ВЛКСМ играл огромную созидательную роль в отечественной истории. 

Другие материалы номера

Приложение к номеру