Уважаемые коллеги!
Мы рассматриваем бюджет в чрезвычайных условиях. Чем они определяются? За десять лет наши темпы прироста экономики составили 4%. У американцев – 16%, у китайцев – 101%. Обещали прекратить вымирание. Мы потеряли за годы реформ 9 млн. Америка прибавила 77 млн, англичане и французы – в пределах 10 млн. Нищета и раскол достигли невиданного размера. 23 самых богатых олигарха увеличили в этом году свое состояние ровно на 1 трлн 200 млрд рублей. На столько же увеличивается расходная часть бюджета России: 23 человека – и вся остальная страна.
Технологический кризис нарастает и в сырьевой отрасли. За последние два года не открыто ни одного нового месторождения нефти и газа. В ближайшее время начнется резкий спад, если так все будет продолжаться. Бегство капитала в этом году нарастает. За полтора года 4,5 трлн рублей убежали из страны.
Нам объявили войну, вы это видите. Войну не только на истощение. Если сломают тот договор (договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности), который держал предыдущие пять, то мы окажемся в качественно иной ситуации. Это от нас потребует больших расходов.
Сейчас есть две оппозиции: государственно-патриотическая, которая призывает вкладывать средства в развитие и сопротивляться, и есть те, кто предлагает выкинуть белый флаг и сдаваться. Уже сдавали ГДР, Восточную Европу. Теперь там две базы: если поставят туда «Першинги», они будут расстреливать центры управления в России за 4–5 минут. Сдали уже и Киев – матерь городов русских. Поэтому у нас один выход: наращивать возможности и выполнять Послание президента. Или мы выйдем на мировые темпы, или нас ждет очень тяжелая судьба. Мы тогда отстанем навсегда.
А чтобы выйти на нужные темпы, надо бороться с бедностью, развивать науку, обеспечивать технологический прорыв и качество жизни граждан. Казалось бы, это очевидно. Какова цена вопроса? Вы слышали, здесь я спорил с премьером. Мы назвали плюс 25 трлн – это бюджет развития. Сейчас эта сумма подбирается к 20 трлн за три года. Ну слава богу, казалось бы.
Но посмотрите на расходную часть бюджета. Нет ни одного вызова, который мы ликвидировали бы этим бюджетом. Я никого не критикую, я хочу, чтобы вы прислушались. Вам всем придется барахтаться в этой ситуации. Экономика прорыва – 3,5%. Ни слова об источниках роста на ближайшие два года. Значит, мы проваливаем эти планы. Инвестиции. Правильно сказал Силуанов, надо 25% ВВП. Но посмотрите на реалии: мы и к 20% не подползаем. Реализуется сценарий МВФ колониального типа, его апробировали на многих странах, не надо нам его повторять. Национальная экономика – с учетом инфляции – снижение на 5–6%. А национальная экономика должна определять все остальное.
Меня поразил раздел «оборона». В следующем году – минус 4%. Президент показал нам блестящие изделия, но их надо поставить на конвейер, насытить армию, научить кадры и обеспечить технологическое обслуживание! Расходы в пять раз вырастают: кто занимался этим – знает. Почему урезают то, что надо обязательно делать в этих условиях?
Авиация. Такая большая страна, как наша, без крыльев существовать не может. «Суперджет» никуда не идет – и не пойдет. МС-21 – крыло, как оказалось, зависит от импорта. Сейчас нам хвост прижали – теперь два года будем осваивать новые композитные материалы. Кто об этом подумал? Таким образом, если нам введут эмбарго на поставку запчастей, у нас останавливается весь парк, а это в основном «Боинги» и «Аэрбасы».
Электроника. Говорим о цифровой экономике. Недавно в «Сколково» Медведев проводил совещание, довольно любопытное, выступали очень умные люди… Но цифровая экономика зависит от радиоэлектроники. В бюджете за 3 года радиоэлектроника растет на 3–4%, то есть как была на чужом довольствии, так и остается. 25% – своя, 75% – чужая. Что вы будете делать, если вам начнут перекрывать и эти каналы?
Село. Казалось бы, все согласны: будет урожай, будет еда – будет всё. Да, мы могли бы еще пол-Европы кормить. Но вот вчера Силуанову задавали вопрос. Было 16 предприятий сельхозмашиностроения десять лет назад, сейчас – 116. Они заключили договоры на 12 с лишним миллиардов. Если Силуанов не даст им сейчас 1–15 млрд, все договоры лопнут. И в феврале эти заводы остановятся. И нас всех вынесут на улицу работяги. Что, не понимают этого авторы бюджета? Понимают!
Отработали шикарную программу «Комплексное развитие села и сельский образ жизни». Что ж вы ее похоронили и выкинули?
И куда ни ткнешься – всё так. Пожалели 15 млрд, чтобы детям в начальной школе по стакану молока давать. Сколько раз еще нужно просить? Или НДС на плодово-ягодные культуры. Говорят: «Надо быть здоровыми, жить больше 80 лет». Только начали сады разводить – их задушили вашим НДС. А ведь копейки нужны!
Социальная политика. В бюджете – 2,5%. А инфляция – 4%. Это значит, переводя на русский язык, граждане и дальше будут нищать, будет и дальше усыхать зарплата. Будет и дальше некому покупать наши товары. Будет и дальше буксовать вся экономика.
Наука. Я посмотрел, одна китайская фирма – «Алибаба» – на фундаментальную науку тратит в два раза больше, чем весь наш бюджет. Науку размазали по разным разделам бюджета – и угробили. Но у нас-то фундаментальная наука и вообще наука были потрясающими! А теперь появились те, кто говорит: давайте ликвидируем математическую подготовку. Два научных журнала осталось, которые переводятся на английский язык, – оба по математике. А впереди компьютерные войны.
«Дети войны». Неужели вам жалко помочь им? 140 млрд просили-просили, пять раз рассматривали – и побоку.
Молодая семья. Там крохи нужны. Давайте хоть тут навстречу пойдем.
Массовый спорт. Понастроили стадионов. И что? А теперь финансирование сокращают на 30%.
Заработная плата. 81% населения средств едва хватает только на еду, недорогую одежду и ЖКХ. Это вообще мрак!
Экспорт растет за три года на 1,1%. А импорт – на 21%! Но экспорт дает валюту. А за импорт надо платить этой валютой. И каким образом это будет сшиваться? Это невозможно!
Ну и с точки зрения общей ситуации – сплошная оккупация иностранцами. Две трети пищевой промышленности в руках иностранцев. Кстати, среди этих 23 миллиардеров, о которых я говорил, половина имеют иностранные паспорта! Завтра им хвост прижмут – и сбегут отсюда к чертовой матери! 80% торговли и до 90% стратегически важных отраслей тоже в руках иностранного бизнеса. И к этой оккупации добавляется бюджет колонизации. Что будем делать?
Только уплата по долгам растет на одну треть, превысит все межбюджетные трансферты, все, что отдается на провинцию, чтобы она жила и развивалась. Оттого и бегут с Дальнего Востока – и будут бежать.
Наша программа вам представлена, 12 законопроектов внесены, если вы к ним присмотритесь, будет бюджет 25 трлн – и будет нормально развиваться страна.
А за такой, как нынешний бюджет, мы никогда не голосовали и голосовать не будем.