Историки и аналитики еще дадут свою оценку этой войне, но важнее сейчас зафиксировать первые выводы по горячим следам и разобраться, что же произошло, кто выиграл от кровопролития, а кто стал тайным бенефициаром конфликта в Карабахе.
Что же произошло в последние дни войны?
Было ли предательство, о котором сейчас заявляют на площадях Еревана и с трибун оппозиции? Ответить сложно. Несмотря на то, что силы на тяжелейший и ключевой участок фронта в районе Лачинского коридора бросили в самый последний момент, чтобы не дать перерезать «дорогу жизни», приказа на непосредственную защиту стратегически важного города Шуши, похоже, почему-то так и не последовало.
«Можно было оборонять город, можно», – говорили в один голос молодые солдаты. Те, что постарше, – грустно молчали.
На момент подписания трехстороннего договора армянские подразделения контролировали окраины Шуши и могли в любой момент закрепиться на улицах. Был и резерв, который так и не получил приказа занять оборону улиц. В самом городе азербайджанцы располагали лишь небольшой снайперской группой, просочившейся «козьими тропами». В ночь с 8 на 9 ноября был готов штурм города, точнее – зачистка от диверсантов, но в пять утра скомандовали отбой.
Загадочный четырехдневный купол комплекса радиоэлектронной борьбы (РЭБ), внезапно парализовавший турецко-азербайджанские дроны, главную ударную силу и козырь Баку в этой войне, как бы намекал: ребята, вот шанс свыше, обороняйте Шуши. Кто его поставил и чем – секрет Полишинеля.
Но получилось так, как получилось, и мир увидел «дорогу смерти», которая была устлана телами в искаженных позах в камуфляжной форме вперемешку с оружием.
Когда-нибудь эти кадры будут опубликованы. Они есть у прессы, но из этических соображений пока не демонстрируются. Тела лежали вплоть до 14 ноября.
Если прямого умышленного предательства и не было, то преступная халатность командования – наиболее вероятная причина потери ворот Арцаха, Шуши.
Кстати, купол РЭБ отключался, по одной из версий, для удара тактическими ракетами по наступающим азербайджанским силам через «ущелье ада», по которому под огнем волнами продирались к Шуши и Степанакерту штурмующие группы.
По другой – израильские специалисты сумели перенастроить системы управления беспилотными летательными аппаратами (БПЛА). Но в любом случае купол успел спасти Степанакерт от падения.
Тень Израиля в Карабахе
Роль Израиля в карабахской войне еще предстоит оценить. То, что в этом конфликте использовались различные израильские системы, от БПЛА «Хароп» до установок «Лора», – факт неоспоримый.
Нет более противного звука, чем шум от двигателя дрона-камикадзе над головой. В свое время немцы ставили ветряные ревуны на свои пикирующие бомбардировщики, пугающий звук которых сам по себе мог повредить боевые порядки на позициях и деморализовать их.
Семен Пегов из проекта WarGonzo первым заявил, что главным бенефициарам войны стал именно Израиль, который все время находился в тени. Надо понимать, что события развернулись непосредственно у персидских границ, обкатка систем вооружения на этом театре военных действий и усиление идей пантюркизма серьезно беспокоит Иран, в котором живут несколько миллионов тюрок.
Карабахский халифат
Сейчас главные вопросы – как и кем будет заселен Шуши?
Первый вопрос – как – уже решен за счет начавшегося строительства дороги через ущелье по партизанской тропе, по которой продвигались под градом снарядов наступающие войска. Два сворота на город через Лачинский коридор контролируют российские миротворцы, и каждый раз при проходе в Шуши устраивать для азербайджанского транспорта эскорт под российскими триколорами никто не будет.
Пока мы там были, видели своими глазами турецкие броневики и азербайджанские грузовики в песочном окрасе, а на сопках по другую сторону дороги заметили нависающие пулеметные гнезда.
– Их тут не должно быть, всех отгонят на пять километров. Это они свои похоронные команды прикрывают, – объяснил сопровождавший нас миротворец.
Сколько солдат потерял Баку в этом отчаянном штурме Шуши, неизвестно. Сведений с азербайджанской стороны нет.
Второй вопрос – кем будет заселен Шуши? Есть большая опасность, что город отдадут на откуп сирийским туркоманам, которых сейчас выдавливают из Идлиба Воздушно-космические силы России. Отборные боевики-головорезы, которые проигрывают войну в арабских песках, могут пригодиться на Южном Кавказе. Вряд ли кроме них кто-то согласится на такое близкое соседство с армянами – в трех километрах от Степанакерта.
Но опасность этой авантюры Эрдогана должны понимать и в Баку, а точнее – сами азербайджанцы. Новые «сограждане» – жестокие радикалы, исповедующие шариат, для светских и умеренных шиитов окажутся, мягко говоря, не самыми приятными соседями. Тем более им уже дали повоевать за эту землю, а значит, они могут считать ее вполне законным трофеем.
Кинула ли Россия Армению?
Нет. И никаких инсинуаций и разговоров на эту тему не может быть. С диванов из уютных теплых квартир за несколько сотен километров от передовой линии, может, кому-то и видней, но в самой Армении преобладающее мнение однозначное: Россия помогла не словом, как многие, а делом.
Все понимают горькую правду: никто не запрещал Армении последние 30 лет готовиться к войне и воевать.
Не выдам секрета, но военная помощь с российской стороны была. Теперь миротворческий контингент остается в Карабахе как минимум на пять лет. И это единственная опора хрупкого мира в регионе. Признаться, несмотря на это, в воздухе еще чувствуется напряжение и не покидает ощущение, что война может вспыхнуть в любой момент, и куда более серьезно, ведь в конфликт уже напрямую втянута Россия.
Если в августе 2008 года грузинская армия осмелилась напасть на русских миротворцев в Южной Осетии, то что мешает повторить это, например, в 2021 году турецким «прокси», которые наводнили арцахские горы? Вопрос риторический.
Эпилог
Сейчас в Карабахе идет дележ территории – силовой, но уже без стрельбы. Интересный момент: если российские миротворцы берут под свою защиту храмы и объекты культурного значения – такие, как храм в Дадиванке (хотя этих постов не предусмотрено соглашением), то азербайджанские войска в Сотке пытаются занять золотые рудники.
Увы, но в трехстороннем соглашении ничего не сказано про святыни и кладбища, не прописаны механизмы защиты таких мест от осквернения. Кадры разгрома армянских погостов уже заполнили Сеть.
В защиту азербайджанской стороны скажу, что мечеть в Агдаме армяне могли бы поддерживать в лучшем виде все эти 30 лет после занятия города. Она хоть и обветшала, но сохранила стены. Почему нельзя было сделать из нее все эти годы, например музей, пригласив своего муллу в качестве смотрителя? Обиду мусульман понять можно.
В какой-то момент микроавтобус случайно заехал на пост азербайджанской стороны. Но встреча лицом к лицу с азербайджанскими военными прошла спокойно. Все с удивлением рассматривали друг друга. Спецслужбы скрупулезно старались снять лица российских журналистов, наверное, чтобы потом выписать запрет на въезд в свою страну. А представитель пресс-службы, полковник армии Азербайджана, просил не снимать карту, над которой склонились миротворцы, изучая новые границы района.
Покидая Арцах по выжженной земле, под зарево горящих от рук своих же хозяев домов, странно осознавать, что бенефициарами этой войны стали даже не азербайджанцы, а совсем другие далекие страны, преследующие свои геополитические амбиции в подбрюшье России.
Ни у кого нет сомнения, что конфликт не окончен. Ни одно военное преступление этой войны, вмешательство третьих сил, использование боевиков и кассетных бомб не повлекло даже малейших санкций. А известно, что безнаказанность порождает вседозволенность. Карабах – это лишь один эпизод глобальной войны и передела границ и сфер интересов. Ящик Пандоры открыт, и где вспыхнет война еще, будь то Донбасс, Приднестровье или даже Казахстан, – вопрос времени.