АВТОБУСНЫЙ КОЛЛАПС

Не имея устойчивых пассажирских перевозок, которыми пользуется абсолютное большинство граждан, вряд ли можно говорить о доступной медицине и образовании, а также о комфортных условиях проживания. 

О пересохшей Вятке и подрезанных «крыльях»

Кировскую область по ее огромной территории часто сравнивают с площадью европейского государства. По другим жизненным условиям сравнивать нас с Европой вряд ли уместно. Уникальность региона еще и в том, что он граничит сразу с девятью субъектами Федерации, и в этой связи транспортный вопрос вовсе не выглядит рядовым. 
Состояние автобусного сообщения в области сегодня сопоставимо с 50–60-ми годами прошлого века, когда автобусы хотя и курсировали между Кировом и центрами районами, но значительная часть населения пользовалась попутным грузовым транспортном, а еще гужевым, с конной тягой. Время попуток, казалось бы, в России осталось в прошлом, но не в нашем случае.
В советский период существенную роль в обеспечении пассажирских перевозок выполняла река Вятка и снующие по ней в оба направления речные суда. Вначале это были пароходы, а затем комфортные теплоходы «Заря», способные причаливать к любому мелководью. И это был прорыв, равный для деревенского жителя революции на транспорте. Пусть такая возможность добраться по реке и была сезонной.
Нынче река Вятка в судоходном сообщении практически недвижима. Ее во многих местах можно в прямом смысле перейти пешим ходом. И не случайно в период выборов губернатора области в 2017 году врио Игорь Васильев обещал сделать реку Вятку судоходной. Тем самым он обнажил застарелую рану в сердцах жителей. Но выборы миновали, цель – заступление на трон – достигнута, и речи о восстановлении судоходства на Вятке в правительстве уже не ведется. 
Губернатор Никита Белых, надо отдать ему должное, вернул жизнь работе аэропорта. В 2010 году лишь 4 аэропорта России получили федеральные деньги на реконструкцию взлетной полосы. «Кировское авиапредприятие», будучи на 100% собственностью области, стало пятым, получившим на эти цели 250 млн рублей. До этого события принимать крупные современные самолеты кировский аэропорт не мог.
Два года назад, когда в области появился врио губернатора Игорь Васильев, кировский аэропорт Победилово перевозил уже 125 тыс. пассажиров в год. На взлетной полосе готовились к вылетам боинги и аэробусы, новый зал аэровокзала был оформлен по современным требованиям. Маршрутная сеть состояла из 14 направлений полетов: Москва и Санкт-Петербург, Пермь, Уфа, Самара, Нижний Новгород, Ижевск, Казань, Нарьян-Мар, Воркута и Усинск, Сочи, Анапа, Симферополь.
Но при новом губернаторе область не перезаключила договор с авиакомпанией «Победа», и ее место заняли «Саратовские авиалинии», получившие затем широкую известность в связи с катастрофой в Подмосковье, унесшей жизни 71 человека. С приходом этой компании обвалился пассажиропоток, резко взлетели цены на авиарейсы, а с ними и на билеты на перевозки по железной дороге. Жизнь авиации в регионе вновь оказалась под угрозой.
Если вернуться в советское прошлое, в 1960–1970-е годы, по этому направлению мы и правда «были в космосе». Прямые рейсы на самолетах осуществлялись в 25 направлениях. Внутри области работала малая авиация. Регулярные рейсы были по 8–10 самолетов в день. Работали и авиалинии межрайонного значения. Можно было улететь из Яранска в Кикнур и Санчурск, из Уржума – в Малмыж и Вятские Поляны.
Сегодня кировчане рады уже тому, что осенью в Киров вернется та самая авиакомпания «Победа», что приучила в свое время кировчан к приемлемым ценам на авиаперевозки. 

Куда с маршрутов ушли автобусы

Нисколько не удивлюсь, если кандидат в губернаторы на следующих выборах будет раздавать жителям области обещания вернуть в регион регулярные автобусные перевозки. Судя по конкретным делам, мы вполне можем дожить до такого состояния. 
Вопрос об автобусном сообщении был рассмотрен на областном законодательном собрании в декабре 2017 года. Как констатировали депутаты, в отдельных районах области нет автобусного сообщения с областным центром, а внутри районов области такого вида транспорта просто не существует.
Между тем автомобильный транспорт – основной в регионе. Его удельный вес во всех видах перевозок – 85,8%. Всего предусмотрено 106 межмуниципальных маршрутов, из которых 59 – пригородного сообщения. Автобусный парк муниципалитетов в области изношен на 85 процентов, с 2010 года не было приобретено ни одного бюджетного автобуса. В Санчурском районе по причине полного износа автомобильного парка полгода нет автобусного сообщения между селами.
Министерством транспорта еще в феврале был объявлен конкурс на право перевозок пассажиров по 20 межмуниципальным автобусным маршрутам. Но желающих участвовать в конкурсе по пяти маршрутам так и не нашлось. Проблемы возникли по Кикнурскому, Малмыжскому, Нагорскому, Санчурскому и Лебяжскому районам. 
Причины такого положения дел известны – никто работать себе в убыток не станет, и для решения вопроса нужны бюджетные дотации. Например, если в 2012 году дотации составляли 163,3 млн рублей, то в 2016 году, с приходом в регион новой команды, они упали до 14 миллионов. В 2017 году дотаций не закладывалось вовсе, а в бюджет 2018 года они вошли с оговоркой: при наличии дополнительных доходов. В апреле 2018 года вопрос об автобусном сообщении депутаты ОЗС рассмотрели на комитете. Проблемы остались те же. Было отмечено, что главное муниципальное предприятие – «КировПассажирАвтотранс», на обслуживании которого 65 маршрутов, переживает критическое состояние. В 2017 году убытки от работы составили 56 млн рублей, а в первом квартале 2018 году – 44,3 млн рублей. В подобном положении МУПы в районах области, где они еще сохранились. Причем с каждым годом число таковых сокращается. Например, в состоянии банкротства и ликвидации находятся предприятия транспорта в Яранском, Кикнурском, Санчурском и Омутнинском районах. С резким удорожанием бензина в мае финансовое состояние автотранспортных предприятий переживает еще более мрачные дни. 

Взгляды снизу

Вот как описывает ситуацию с автобусным сообщением один из активных блогеров области Игорь Олин. «Невозможно выехать из поселка», – пожаловалась в недавнем разговоре моя нагорская знакомая. Оказывается, с октября регулярные автобусные маршруты в областной центр из Нагорска отменены. Муниципальное предприятие обанкротилось. С частным перевозчиком нужно договариваться заранее – когда поедет, есть ли свободные места. Спланировать поездку в Киров крайне сложно. Жители отдаленных населенных пунктов района еще в худшем положении. В большинство сел автобусы ходят не чаще одного раза в неделю. Добраться до районного центра возможно только на такси. Глава маленького сельского учреждения подобным образом тратит 2 тыс. рублей для проезда по делам в централизованную бухгалтерию. В социальных сетях формируются специальные группы, где водители легковых автомобилей и пассажиры ищут и находят друг друга».
А вот как рассказала об автобусных проблемах ВГТРК «Вятка» на примере пос. Лебяжье. «Автостанция в Лебяжьем производит странное впечатление. Там нет ни одного автобуса. Зато много так называемых бомбил – они возят на своих легковушках пассажиров и по району, и в Киров. Рейсовые перевозки прекратились с начала мая. Тут же взлетели цены на услуги таксистов-монополистов».
Любовь Теплых, жительница района: «Сегодня я приехала в больницу сдавать анализы. Приехала на такси. Если бы на автобусе, мне бы стоило это 60 рублей. А на такси – 500–600».

Как живут соседи

На заседаниях и совещаниях в правительстве приводится множество различных причин сложившегося автобусного коллапса. Упреки направлены в адрес частных перевозчиков, которые перехватывают пассажиров на наиболее прибыльных маршрутах. Им и ставятся разные препоны. Например, запрет на стоянку в районе автовокзала.  
Пример того, как нужно решать проблему, показывает Марий Эл, в реестре которой 135 межмуниципальных маршрутов и 35 перевозчиков. 29 декабря 2017 года в правительстве республики прошло совещание, где обсуждались вопросы состояния пассажироперевозок. Министерство транспорта и дорожного хозяйства выступило с инициативой создания независимой организации с участием государства – Центра организации перевозок. По мнению авторов проекта, это позволит исключить недобросовестную конкуренцию и организовать разумный контроль в данной отрасли, включая пользование имеющимися в республике автостанциями, а также более эффективно вкладывать выделяемые бюджетные средства.
Право на выполнение пассажирских перевозок получают победители открытых конкурсов, объявляемых правительством. Им выдаются свидетельства на перевозки сроком на 10 лет. В рамках государственно-частного партнерства выстроены современные автостанции в Оршанке, Новом Торъяле и Звенигове. Три автовокзала действуют в Йошкар-Оле, Козьмодемьянске и Волжске. В большинстве районов организованы пункты посадки-высадки пассажиров.
О том, как эти же проблемы решают в своих регионах другие соседи, говорят цифры. В Удмуртии в 2018 году на поддержку перевозчиков запланировано 151 млн рублей, в Коми – 197 млн, в Костромской области – 130,4 млн рублей. У нас же в качестве главной цели правительство ставит профицитный бюджет, отчего население свои тощие семейные бюджеты вынуждено расходовать на дорожающий транспорт, урезая расходы на здоровье, продукты питания и другие первоочередные цели. И можно ли говорить о комфортных условиях проживания, доступной медицине и эффективном управлении государством, если правительство неспособно решить элементарный вопрос – обеспечение населения автобусным транспортом. Коллапсы в автобусном сообщении – результат коллапса в управлении регионом.

Другие материалы номера