Тихий американец в небе над Сиэтлом

Сразу же после угона в небо для перехвата самолета с авиабазы в Портленде поднялись два истребителя McDonnell Douglas F-15 Eagle. Они должны были предотвратить возможный теракт, уведя самолет подальше от города и, если возникнет такая необходимость, сбить его. 
Именно в США пассажирские самолеты использовались как оружие террористов. А события 11 сентября 2001 года, когда угонщики (по официальным данным, исламисты, связанные с бен Ладеном) направили авиалайнеры на башни-близнецы в Нью-Йорке и здание Пентагона в Вашингтоне, стали крупнейшим по числу жертв террористическим актом в истории. Теракт спровоцировал серьезнейшие геополитические события. В частности, вторжение США в Афганистан, да и другие свои агрессии американцы оправдывали реакцией на 11 сентября. 
Кроме того, во всем мире – и прежде всего, конечно, в самих США – введены жесточайшие правила безопасности полетов. Пассажиров заставляют разуваться, чтобы не провезли взрывчатку в подошвах ботинок, на борт нельзя пронести бутылку с водой или маникюрные ножницы и т.п.
И вот, оказывается, все эти меры – ничуть не панацея от самых опасных ЧП. Особенно если злоумышленником оказывается кто-то из летного персонала или сотрудников аэропорта. Так случилось и на этот раз. Самолет угнал 29-летний Ричард Рассел, сотрудник компании Horizon Air, который работал в аэропорту механиком. Рассел занимался транспортировкой багажа, имел разрешение находиться на борту самолетов, прошел все необходимые проверки.   
Перед угоном он самостоятельно подготовил буксировочный тягач, чтобы вывести самолет на взлетно-посадочную полосу, после чего перебрался в кабину пилота и поднял самолет в воздух.
Угонщик ответил на вызовы диспетчеров. И очень скоро стало понятно, что Ричард Рассел никакой не террорист – он не хочет причинить никому вреда. В итоге погубил только самого себя, когда лайнер, который он не сумел посадить, рухнул на землю. 
«Самолет без пассажиров на борту врезался в остров Кетрон. По предварительной информации, за штурвалом был механик одной из авиакомпаний, который угнал самолет. Он проделывал трюки в воздухе, однако недостаток летных навыков привел к крушению», – говорится в Твиттере шерифа округа Пирс.  
Первый и последний самостоятельный полет Ричарда Рассела продлился около получаса.
«Он был тихим парнем. Похоже, что его любили другие работники. Я сочувствую Ричарду и его семье. Надеюсь, они справятся с этим», – заявил Рик Кристенсон, бывший оперативный руководитель Horizon Air.
«Есть много людей, которые беспокоятся обо мне. Они расстроятся, когда услышат, что я наделал. Хотелось бы извиниться перед каждым из них. Я просто сломленный парень, шарики за ролики заехали. Не знал об этом до настоящего момента», – сказал сам Ричард диспетчерам. 
Через несколько минут он был мертв. Самолет врезался в землю на необитаемом острове в местности Пьюджет-Саунд, недалеко от Сиэтла.
Среди тех, кто сейчас переживает шок от случившегося, – родители Ричарда, его супруга, друзья. 
Ричард был обычным молодым американцем, благополучным, по оценкам знавших его людей, трудолюбивым и доброжелательным. Да и на страдающего депрессией самоубийцу, о чем свидетельствует запись его переговоров с диспетчерами, он не похож. 
Так во время полета он вдруг начал беспокоиться  из-за нехватки топлива:
– Не знаю, что там сгорает, но сгорает оно значительно быстрее, чем я ожидал.
Диспетчер сообщил, что в миле от него есть взлетно-посадочная полоса.
– Ох, мужик. Эти ребята грубо обойдутся со мной, если я попытаюсь там приземлиться. Думаю, я могу что-нибудь испортить. Не хотелось бы. У них, возможно, есть зенитки, – отозвался угонщик.
– У них нет зениток. Мы просто пытаемся найти место, куда ты мог бы безопасно приземлиться, – успокаивает диспетчер.
– Я не очень готов приземляться. Но черт, я должен перестать смотреть на топливо – оно быстро расходуется.
Диспетчер вновь предложил угонщику место для приземления, и тот ответил: 
– Это, наверное, пожизненный срок, да? Я бы пожелал именно этого для такого парня, как я.
Похоже, только перед самой гибелью Ричард осознал, что натворил. И то, очевидно, не до конца. Ведь, даже не желая этого, он поставил под угрозу жизни множества людей. 
Как сообщили очевидцы инцидента, во время угона Рассел прервал штатный процесс взлета другого с лайнера, что привело к сбою в работе аэропорта. «На полпути по взлетно-посадочной полосе Сиэтла пилот Alaska Airlines сказал, что мы должны вернуться в зону вылета. Было довольно страшно. Не понимаю, что происходит. Кто-то пробрался на борт? Это безумие. Пилот самолета перед нами только что взлетел на пустом самолете, игнорируя приказы с диспетчерской вышки. Диспетчеры приказали остановиться, и они пытаются связаться с пилотом», – рассказал Бен Шехтер, пассажир самолета, прямо перед которым взлетел нарушитель.
Так ради чего тихий американец Ричард Рассел, управлявший вместе с супругой пекарней, любивший путешествовать и играть в футбол и, судя по его странице в Фейсбуке, немного скучавший, расстался с жизнью? Получается, ради нескольких фигур высшего пилотажа, которые ему удалось сделать в небе по-настоящему. 
Рассел – типичный представитель поколения, выросшего на компьютерных играх и имитациях. Знания и некоторые навыки в управлении самолетами он также получил, играя на компьютерных тренажерах. Научиться квалифицированно пилотировать самолет на имитаторах – особенно совершать посадку – невозможно. Но умение лихо двигать джойстиком и нажимать на кнопки компьютерного тренажера рождает у человека представление, что он настоящий ас. Особенно если занимаешься этим едва ли не с младенчества. В виртуальном мире у игрока много «жизней». А когда они заканчиваются, просто обнуляется игровой счет – и все можно начать сначала.  
Раньше лишь маленькие дети путали игру и реальность, не различали смерти «понарошку» и на самом деле. Сейчас так живут миллионы уже вполне взрослых людей. Да и не только молодежь усвоила железное правило нынешней информационной эпохи: не будь «лузером», прославься! А для этого надо, чтобы на тебя обратили внимание медиа. Героями же СМИ и соцсетей редко становятся герои настоящие. Гораздо легче сделаться объектом внимания, совершив что-то скандальное, бессмысленное, жестокое. И вот – ты уже не безвестный неудачник. Прославился хотя бы на пять минут – жизнь удалась, даже если и оборвалась. 
Первое поколение так называемого «цивилизованного мира», выросшее в условиях тепличного воспитания и виртуальной имитации, по возрасту вошло в пору социальной зрелости. Но до настоящей зрелости многим из них чрезвычайно далеко. Даже имея детей, они, по сути, остаются безответственными подростками. При этом в достаточной степени умелыми и образованными, чтобы причинить огромный вред и себе, и обществу. И эта проблема ничуть не менее остра, чем «международный терроризм». Тем более люди такого психологического типа, особенно в поисках смысла существования, становятся легкой добычей и для разного рода вербовщиков в радикальные организации. 
Да и политики (отнюдь не только молодые), похоже, всё больше страдают виртуальной болезнью, не понимая, какие реальные последствия могут быть от «всего лишь поста в Твиттере». 
Увы, разуванием в аэропортах с такой опасностью не справиться.

Другие материалы номера