Конституция Каспийского моря

Этот документ, который называют историческим, завершил продолжавшиеся более двух десятилетий согласования между Россией, Казахстаном, Азербайджаном, Туркменистаном и Ираном статуса Каспия. Ранее между прибрежными странами существовали коренные разногласия, которые не удавалось преодолеть в ходе многочисленных переговоров.
Еще 5 декабря прошлого года глава российского МИДа Сергей Лавров по итогам прошедшей тогда в Москве встречи министров иностранных дел «каспийской пятерки» заявил, что ее участники договорились по всем ключевым положениям.
Теперь документ подписан главами государств «пятерки».
В соответствии с конвенцией, основная площадь водной поверхности Каспия остается в общем пользовании сторон, а дно и недра делятся соседними государствами на участки по договоренности между ними на основе международного права.
Что касается десятимильной рыболовной зоны, каждая из сторон обладает исключительным правом на осуществление там рыболовного промысла. Стороны могут совместно определять общий допустимый улов совместных водных биоресурсов на Каспии и распределять его на национальные квоты. Они могут переуступать доступ к остаткам своей квоты на основе двусторонних соглашений. Прикаспийские государства «обязуются защищать и сохранять экологическую систему Каспийского моря и все ее компоненты».
Конвенция фиксирует положение о недопущении присутствия на Каспии вооруженных сил внерегиональных держав. Конвенция также предполагает принцип «обеспечения стабильного баланса вооружений Сторон на Каспийском море, осуществления военного строительства в пределах разумной достаточности с учетом интересов всех Сторон, ненанесения ущерба безопасности друг друга».
Нарушающим мир считаются любые маневры или учения с оружием любого вида, любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства, любая рыболовная деятельность, погрузка или выгрузка любого товара или валюты, посадка или высадка любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства.
В документе отмечается, что судоходство, рыболовство, научные исследования и прокладка магистральных трубопроводов должны осуществляться по согласованным сторонами правилам.
Кроме того, экологический фактор должен учитываться при реализации масштабных морских проектов, а все стороны несут ответственность за ущерб, нанесенный экологической системе Каспийского моря.
«Такой коллективный подход на деле показал свою эффективность и востребованность, продемонстрировал, что совместными усилиями можно достигать амбициозных целей по любым, даже самым сложным вопросам, находить компромиссы и сбалансированные решения, которые отвечают общим интересам. Подчеркну: в нынешних непростых международных условиях это дорогого стоит», – заявил президент России Владимир Путин, комментируя подписание документа.
В конвенции по правовому статусу Каспийского моря учтены интересы всех прикаспийских стран, заявил президент Ирана Хасан Рухани.
Глава Казахстана Нурсултан Назарбаев назвал документ «конституцией» Каспийского моря, которая должна стать гарантом безопасности в регионе.
«Важнейшей сферой взаимодействия на Каспии, конечно, является транспорт. Убежден, что для повышения эффективности партнерства в этой области необходимо создать каспийский транспортный логистический центр», – полагает туркменский лидер Гурбангулы Бердымухамедов.
По мнению президента Азербайджана Ильхама Алиева, определение правового статуса Каспийского моря будет способствовать завершению разделения между сторонами его дна и поверхности в соответствии с принципами и нормами международного права.
Конвенция вступает в силу с момента ее ратификации всеми участниками и депонирования всех пяти ратификационных грамот. Документ носит бессрочный характер.

Другие материалы номера