когда рядом, в Германии, готовились мартовские парламентские выборы, на которых 99% голосов было отдано за кандидатов от нацистской партии, и стало ясно, что фашизм начнет наступление на Советскую Россию. Автор пророчил: «Теперь каппелевцы разбросаны по всем частям света, но каждый из них помнит завет своего вождя. Борьба за Россию не окончена, Россия не погибла и не погибнет. Грядущая Национальная революция сметет весь этот смрад большевизма и освобожденный, свободный русский народ на берегах Волги, среди Жигулевских гор, на высоком кургане поставит памятник своему волжскому герою – генералу Каппелю». Монархист отчасти предсказал не национальную революцию, а буржуазно-олигархический переворот, где победил не русский народ, а его угнетатели. Ну и с величественным памятником не совсем угадал: на 25-м году окончательно победившего криминального капитализма решили бросить пробный камень и установить мемориальную доску в Ульяновске. Так сказать, нанести символический удар по родине Ленина объединенными силами капитала и церкви.
В пятницу в разгар рабочего дня на улице Тухачевского, который воевал с каппелевцами, вблизи КПП Межвидового регионального учебного центра войск связи была открыта доска в память о «кавалере ордена Святого Георгия Генерального штаба генерал-лейтенанте Владимире Каппеле и воинах 1-го Волжского армейского корпуса», – сообщила Симбирская митрополия. Она ставила ему в особую заслугу то, что «генерал Каппель руководил операцией по взятию Симбирска летом 1918 года и победил красных, а в сентябре 1918 года безуспешно пытался отбить город, взятый уже красной Железной дивизией».
В открытии приняли участие митрополит Анастасий, председатель патриаршей комиссии по вопросам защиты семьи, материнства и детства протоиерей Дмитрий Смирнов, представители казачьих обществ, общественных организаций. Многие горожане, журналисты и краеведы недоумевают: за какие заслуги и почему в Ульяновске? Родился он, по энциклопедии, в Царском Селе (по другим данным – в Белеве, где уже открыта доска без уточнения!), умер в Иркутской губернии… Может, защитника семейных устоев – протоиерея и антисоветчика Дмитрия Смирнова – особенно растрогала история о том, как В.О. Каппель в январе 1909 года выкрал возлюбленную из родительского дома и тайно обвенчался с ней в сельской церкви, так как родители невесты были против ее брака с молодым офицером? Нет, протоиерей назвал символичным, что знак памяти белому генералу и активному борцу с большевизмом появился в городе, где когда-то родился главный революционер и большевик Ленин. То есть сознательно разжигал противостояние. На вопрос возмущенного жителя о 400 убитых каппелевцами жителях города протоиерей ответил, что такова братоубийственная война. И для нагнетания добавил, что будет добиваться стирания имени Ленина из Ульяновска. Как неумно и не по-христиански!
Но есть еще ряд нестыковок и вопросов. Например, летом 1918 года Каппель был еще ПОДПОЛКОВНИКОМ. Он командовал сводным русско-чешским отрядом КОМУЧа, т.е. революционного эсеровского самарского правительства. Идейные расхождения его с большевиками были сначала не столь и значительны – просто шла борьба за власть. В эту заваруху попал и Ярослав Гашек. Уже в июне 1918 года чешские отряды, выступившие против Красной Армии, взяли Самару. Среди противостоявших им частей Красной Армии были и три взвода добровольцев, которыми командовали Ярослав Гашек и Иосиф Поспишил. Однако силы были неравными, пришлось отступить. Но Гашек не отошел с частями отступавшей от Самары Красной Армии, а четыре месяца скрывался в Самарской губернии в тылу чехословацкого войска. Только 10 октября он вновь появился в распоряжении красных войск – на этот раз в районе Симбирска. Деятельность Гашека в качестве агитатора Красной Армии в чешской среде была недолгой, но не осталась незамеченной. В июле, то есть спустя всего три месяца после прибытия в Самару, уже в Омске полевой суд чехословацкого легиона выдал ордер на арест Гашека как предателя чешского народа. Несколько месяцев он был вынужден, прикрываясь справкой, что он «полоумный сын немецкого колониста из Туркестана», скрываться от патрулей и набираться материала для романа о Швейке… Вот какая катавасия творилась!
Да, 17 июля ударный сводный русско-чешский отряд (2 батальона пехоты, конный эскадрон, казачья сотня, 3 батареи) под командованием подполковника Каппеля выступила на Симбирск и, совершив 150-километровый марш-бросок, взяла город 21 июля 1918 года. Только в конце августа 1918 года за победу под Симбирском приказом КОМУЧа №254 В.О. Каппель был произведен в полковники. Но перед этим еще было взятие Казани. После двухдневных тяжелых боев, несмотря на численное превосходство красных (это теперь во всех википедиях подчеркивается!), 7 августа к полудню Казань была взята совместными усилиями Самарского отряда Народной армии, ее боевой флотилии и чехословацких частей. Трофеи «не поддавались подсчету», – написал Каппель в телеграмме. Был захвачен золотой запас Российской империи, который потом растворился. Так что борец «за свободу русского народа от большевиков» в немалой степени его обделил. В конце 1918 года Каппель получил звание генерал-майора от Уфимской директории, признал власть так называемого Верховного правителя Колчака и уже от него получил звание Генерального штаба генерал-лейтенанта. Георгиевские кресты он также получил от Колчака.
Ну а потом была сибирская эпопея, отступление с жертвами и зверствами. На одной сибирской станции состоялось последнее свидание адмирала Колчака с генералом Каппелем. Ему Верховный правитель вручил все свои армии… По дороге к Иркутску, по пути армии едущих в эшелонах чехов и других «союзников», усиленно разбрасывались летучки-воззвания – знаменитое письмо генерала Брусилова к белым офицерам. Брусилов призывал прекратить гражданскую борьбу и всем вместе идти защищать Россию от поляков. В 3–4 переходах от Красноярска генерала Каппеля вызвал по прямому проводу генерал Зиневич – командир Сибирской дивизии в Красноярске. Он предложил отступающей армии немедленно от «имени Революционного комитета» признать советскую власть единственной русской властью и с оружием в руках ехать на польский фронт защищать Россию. Генерал Каппель коротко ему ответил, что с генералами-изменниками России он не разговаривает, советская власть никогда русской властью не была и не будет, а посему каппелевцы будут продолжать борьбу как с большевиками, так и с предателями-генералами. Результат упрямства? Из действующей 150-тысячной армии адмирала Колчака в Забайкалье пришли 25 тысяч бойцов и 700 женщин. Три четверти этих остатков армии были добровольцы-каппелевцы.
Каковы были эти борцы, убедительнее всего говорит союзник – командующий американскими интервенционными войсками в Сибири генерал Уильям Грэйвс: «В Восточной Сибири совершались ужасные убийства, но совершались они не большевиками, как это обычно думали. Я не ошибусь, если скажу, что в Восточной Сибири на каждого человека, убитого большевиками, приходилось 100 человек, убитых антибольшевистскими элементами». Так что в белые ризы рядить Каппеля – способного и стойкого офицера-генштабиста – не надо. И доску бы спешить устанавливать не следует. Мне кажется, что ее может ждать та же судьба, что и доску, установленную в Петербурге в честь адмирала Колчака. Мемориальная доска на доме номер 3 по Большой Зелениной улице в Петербурге появилась 12 ноября 2016 года. Табличку с надписью «В этом доме с 1906 по 1912 год жил выдающийся русский офицер, ученый и исследователь Александр Васильевич Колчак» установили ряженые активисты движения «Белое дело», которые и над Волгой речи произносили. А всего через считаные недели после постоянного обливания доски черной краской и протестов жителей судьба памятного знака была решена: Смольнинский районный суд Петербурга 24 января 2017 года удовлетворил иск к городским властям: «Суд решил: признать незаконным решение об установке мемориальной доски Колчаку и возложить на Комитет по культуре обязанности по ее демонтажу».
Хоть Симбирская метрополия произвела подполковника Каппеля в генерал-лейтенанты, это ему перед лицом истории вряд ли поможет… Информагентство «Русская линия» с презрением к несогласным написала: «Однако уже спустя несколько часов после открытия доски различные просоветские организации подняли дружный вой в СМИ, уже появились «дочери офицера», рассказывающие про «позор нашей армии» и призывающие «немедленно снести эту доску». Что же касается возможных протестов, то, как заявил священнослужитель, «волков бояться – в лес не ходить». И еще: «Нам не надо обращать на это внимание, а делать то, к чему мы призваны». Так что, несогласные люди – волки, и на них можно наплевать? И главное – к чему же священники призваны: вносить любовь и умиротворение в общество или нести раскол и разжигать идейную вражду?