За прошлый год, по словам министра, «мы достигли положительных темпов роста экономики – 1,5% рост ВВП, инфляция снизилась до исторического минимума – 2,5%… Снизилась зависимость федерального бюджета от цен на нефть. Мы обезопасили наш основной финансовый план от внешнеэкономической конъюнктуры».
Кое-что потратили из «подушек безопасности»: из Резервного фонда – 1 трлн рублей, из Фонда национального благосостояния (ФНБ) – 622 млрд рублей. Но «подушки» далеко не истощились, на 1 января 2018-го в ФНБ было 3,8 трлн рублей, и он продолжает пополняться… «В следующем году размер наших резервов будет более 7% ВВП».
Чего достигли? «Например, число пациентов, получивших высокотехнологичную медпомощь, превысило 1 млн человек, в труднодоступных местах 34 регионов начала развиваться малая авиация. А бюджеты 38 регионов стали профицитными». Словом, растем…
Показатели уровня жизни населения – самое главное. Если жизнь ухудшается, какой может быть «разворот» в экономике? Потом депутаты узнали, что майские указы социальной направленности еще за 2012 год не выполнены, а уже надо заниматься указами этого года.
Где 25 млн высокопроизводительных рабочих мест? По отчетам, их создано всего 15.
«К сожалению, не все удалось выполнить», – смущался Силуанов. В который раз депутаты допытываются о жизни госкорпораций. «Они никем не проверяются, ни у кого нет доступа к ним. Что они делают? Известно, что они живут за счет бюджета», – сетовали депутаты. Просели госпрограммы. Выделенные на эти цели средства остались неосвоенными. Дети-сироты по-прежнему скитаются по всей стране без жилья и поддержки. Ежегодно сиротская очередь увеличивается на 10 тыс. человек. Минфин выделяет для этого примерно миллиарда 3. Сущие крохи. И тут Силуанов предложил поделить сирот на тех, кто неглавный в очереди, и тех, кому надо дать жилье. Депутат А.Корниенко (КПРФ), плотно занимающийся проблемой, был удивлен подходом главного правительственного бухгалтера к человеческой проблеме: «Сирот нельзя поделить, это обездоленные люди, их нужно обеспечить крышей над головой в первую очередь».
Как небольшую погрешность Силуанов расценивает неосвоенные миллиарды и триллионы рублей, которые отправляются на депозиты, а на полученные солидные проценты живут – не тужат многочисленные бесполезные чиновники.
Депутат фракции КПРФ, член бюджетного комитета Госдумы Вера ГАНЗЯ проанализировала «достижения» бюджетной политики Минфина за 2017 год и «вернула» лапшу изготовителю:
– Мы рассматриваем каждый год исполнение бюджета предыдущего года, чтобы извлечь уроки, посмотреть, какие ошибки мы допустили. Какие уроки нужно извлечь из исполнения 2017 года?
Прежде всего, какие цели преследовало правительство РФ при исполнении бюджета 2017 года? Снижение инфляции и рост экономики. Приоритетная цель – снижение инфляции и удержание ее на определенном уровне. Мы получили 2,5 процента снижения инфляции. Но этой цифре мало кто верит. И многие независимые эксперты говорят, что она недостоверна. Зайдите в любой магазин, спросите у жителей регионов, они вам скажут, что цены росли гораздо стремительнее, чем рассказывает нам министр.
Если мы говорим о развитии экономики страны, то 1,5% – слишком маленькая цифра, чтобы ею можно было гордиться. Это уровень арифметической погрешности.
Когда мы говорим об искусственном удержании уровня инфляции, то надо признаться, что заодно мы уничтожаем потребительский спрос. А это сильно бьет по экономике в целом.
Давайте посмотрим другие позиции, о которых здесь говорилось. Мы уточнили, что приоритет для Минфина – борьба с инфляцией, но не развитие экономики. А откуда же доходы брать? Но они якобы есть, Счетная палата показывает, что рост заработной платы – 2,9%.
Но когда я прихожу в школы, больницы, на предприятия и начинаю говорить, что правительство РФ сообщает о росте заработной платы, пусть даже всего на 2,9%, я вижу в глазах работников горячее желание кинуть в меня чем-то тяжелым. В минфиновские цифры никто не верит. Где вы этот рост обнаружили?
Парадоксальная ситуация складывается из выслушанного доклада: говорят, есть рост заработной платы на 2,9%, а за тот же 2017 год фиксируется падение реальных доходов населения на 1,7%. Скажите, чему верить? Покажите, что у нас растет, а что падает.
Мы много раз говорили о выводе частного капитала. Вот 27 млрд долларов выведено за 2017 год. Это на 50% больше, чем было выведено в 2016 году. Капитал бежит из страны. О чем это говорит? О недоверии правительству, его экономической и инвестиционной политике. Над этим нам надо очень серьезно задуматься.
Мы постоянно говорим об имущественных взносах в уставные капиталы. Вот пять корпораций за 2017 год, 172 млрд рублей мы туда направили. А в РЖД – остаток образовался в 36 миллиардов. Зачем мы давали 27 млрд рублей в 2017 году? Чтобы у них на конец года осталось 36 млрд рублей на счетах?
Более того, с 1 января 2017 года – 140 млрд свободных средств у наших госкорпораций, а в конце года уже 155. А знаете, сколько наварили за счет того, что эти деньги лежат на депозитах и не работают в экономике? 7 млрд рублей. То есть где она, эффективность расходования бюджетных средств?
Государственные программы – наша головная боль. С 2015 по 2017 год – снижение реальной эффективности государственных программ. Давайте посмотрим другие механизмы. Что Минфин делает, чтобы средства работали на экономику? Не слышно что-то ответа.
Говорите, полтора триллиона рублей – неэффективные расходы? Красиво сказано. А в народе это называют «распилом бюджетных денег». Думаю, пора с программами решать. Не подчищать их, а менять кардинально.
Говорите, что долги регионов уменьшаются? Давайте съездим в регионы, увидите, как они живут. А какой результат получен на выборах в восточных регионах? Пора перестать тянуть с регионов, давайте обратим внимание на их государственный долг и на исполнение ими полномочий. У нас есть программа, у нас есть конкретные предложения к правительству, которые позволят нам пополнить наш бюджет на 20 млрд рублей. Пора создать условия для развития нашей экономики, а не тасовать цифры в монетарной колоде.
Наш корр.