Черная комедия  в дачном коттедже

Конечно, это разные киноленты и видеоматериалы по сюжетам и жанрам. Однако среди них точно нет комедий. Кажется, и представить невозможно, чтобы кому-нибудь пришло в голову затеять съемку комедийного фильма о самом скорбном, самом трагическом событии в истории Великой Отечественной войны. Тем не менее такие кинодеятели нашлись.

Алексей Красовский, считающий себя режиссером, широко объявил о завершении съемок своего художественного фильма, действие которого якобы происходит в блокадном Ленинграде. Автор картины дал немало интервью, успел обнародовать в интернете рекламный видеоролик комедии, а также сподобился разослать сценарии многим специалистам, уже выразившим свое мнение. Посему можно предварительно оценить пошиб, так сказать, новоиспеченного киноизделия.
Трудно, но необходимо представить такую историю. В новогоднюю ночь 31 декабря 1941 г. где-то под осажденным блокадным Ленинградом собирается отметить Новый год зажиточная семья, глава которой является ответственным работником «на особом положении». Город окружен врагами, кругом голод и холод, света нет нигде по понятным причинам. Только здесь, на респектабельной даче, оазис благополучия: тепло, уют, непонятно откуда взявшийся ночью свет, запрещенный в блокадном городе, музыка, невероятное изобилие напитков и съестных продуктов, среди которых курица. Однако вот незадача: курицу, видите ли, некому приготовить, поскольку из дома важных людей кухарку «забрали из-за тяжелых времен». Постепенно в дачный коттедж прибывают персонажи кинофильма. Почти все они близкие родственники, сытые и ухоженные на вид, привыкшие ни в чем себе не отказывать даже в бытовых мелочах, несмотря на окружающую их блокадную разруху за пределами их дачных чертогов. Впрочем, на новогодний праздник являются и посторонние гости, приглашенные со стороны: младший сын приводит голодную девушку, старшая дочь – незнакомого мужчину, которого представляет как жениха. Мать семейства, хозяйка благополучного дома, теперь озабочена лишь тем, чтобы гости не умерли от переедания, ведь такого съестного изобилия они давно не видели. Глава семьи, тот самый ответственный работник, представленный в образе всклокоченного типа, также мучается вопросом совмещения тощих желудков гостей с явно неприличным множеством еды и выпивки на праздничном столе. В этом и заключается конфликт фильма, выраженный в жанре комедии. А сам фильм о комическом пиршестве на фоне умирающего от голода блокадного Ленинграда назвали «Праздник».
Как это ни удивительно, но в этой блокадной комедии не побрезговали сняться некоторые российские актеры, известные по многочисленным популярным сериалам. Впрочем, похоже, времени на муки сомнений у артистов было не очень много, ведь картина о проблеме кулуарного обжорства в страшную пору всеобщего голода снималась всего восемь съемочных дней. Вероятно, на больший размах у создателя фильма попросту не хватило финансов.
На реализацию комедийного проекта средств не хватало изначально. Деньги на «Праздник» стали собирать посредством выклинивания пожертвований через интернет. Однако удалось собрать всего 127 тыс. руб., что недотянуло даже до десятой части суммы, необходимой на съемки. Это и понятно: не хотят российские зрители спонсировать создание комедий на трагический сюжет, рука у них не поднимается даже рубль пожертвовать на такие затеи. Тем не менее, несмотря на финансовые трудности, кинодеятели не отчаялись и досняли свой фильм. Теперь им не хватает 1,5 млн руб. на заключительный этап, следующий за съемкой: монтаж, цветокоррекция, озвучание, музыка, изготовление копий для проката, издание рекламных постеров и прочих сувениров. Понятно, что здесь на одном творческом энтузиазме не проехать. Но съемочная группа не унывает и предлагает возможным спонсорам за их пожертвования разные заманчивые презенты. Среди подарков есть и завтрак с режиссером, во время которого можно познакомиться с создателем фильма, узнать подробности его биографии и понять смысл его комедии под названием «Праздник». 
Дело в том, что 46-летний Алексей Красовский режиссер, так сказать, самопровозглашенный, а по образованию он вообще-то врач-стоматолог. Получив медицинское образование в своем родном Нижнем Новгороде, Алексей проработал дантистом недолго, всего пять лет. Затем, перебравшись в Москву, он неожиданно начал работать на телевидении, где писал сценарии для некоторых передач, а иногда, когда не хватало актеров, участвовал в телешоу сам. Наловчившись в сценарном ремесле, Красовский некоторое время трудился на ниве написания драматических планов для всякого рода сериалов. В 2016 г. он снял свой первый полнометражный фильм «Коллектор» о специалисте по выбиванию банковских долгов из карманов незадачливых заемщиков, за что получил премии «Белый слон» и «Золотой орел». Обзаведясь призовыми слонами и орлами, режиссер-стоматолог решил замахнуться на эпохальную тему Ленинградской блокады. Так родилась идея снять фильм «Праздник», суть которого выразил сам Красовский без всякого стеснения: «Это комедия. Местами черная. Но все-таки в первую очередь комедия. Она о празднике, о людях, которые в самые тяжелые времена умеют жить хорошо». Здесь даже добавить нечего, остается только руками развести!
В преддверии премьеры своего нового киношного опуса Красовский решил заручиться поддержкой специалистов. Он разослал краткое описание комедии «Праздник» профессионалам киноиндустрии. Однако их реакция для режиссера оказалась нерадостной. Кинокритик с большим стажем Егор Беликов отозвался о «Празднике» так: «Это очень грустно и страшно». Известный продюсер Юрий Грымов сказал, что шутить о блокаде – «катастрофа и деградация». Реакция других кинодеятелей является вообще непечатной. 
Не удовлетворившись мнениями коллег по цеху, режиссер Красовский отправил краткий сценарий своей комедии на имя министра культуры России. Глава Минкультуры В. Мединский несколько холодно пояснил: «Сценарий мне прислали, почитать, честно говоря, недосуг – глупостей не чтец, особенно подобных». На вопрос, допустимо ли снимать комедию на тему блокады Ленинграда, министр ответил, что это «вопрос абстрактный».
Впрочем, в конечном итоге кино снимается не для специалистов. И даже не для министров. Мнение широкой аудитории зрителей – вот конечная и самая объективная оценка произведения киноискусства. Анонс черной комедии «Праздник» вызвал крайне негативную реакцию среди жителей С.-Петербурга, многие родственники которых знают о Ленинградской блокаде не понаслышке, и по понятным причинам не приемлют даже намека на рассмотрение этой исторической трагедии в комедийном ключе. И если ведущий научный сотрудник С.-Петербургского института истории РАН Борис Ковалев деликатно заметил, что «сюжет картины вызывает, мягко говоря, настороженность», то обычные петербуржцы не скупились на прямоту и заранее, до просмотра, с возмущением назвали эту киноподелку «бесчеловечной».
Человеческая культура является культурой до тех пор, пока в ней остаются нравственные запреты. И даже не по причине какой-то казенной цензуры. А в силу самосохранения самой культуры. Нельзя упражняться в написании похоронных маршей в жанре водевиля или оперетты. Недопустимо смеяться, хохотать над болезнями и горем даже в целях наибольшего выражения художественного смысла какой-нибудь комической пьесы. Запретно изображать в живописи несчастья в комическом виде. Высокой литературе претит ирония и сарказм по отношению к страданиям. В шедеврах мирового киноискусства существует неписаное табу на вульгарное неприличие. Иначе искусство неминуемо переходит из сферы культуры в тень кощунственного издевательства над культурой, а за этой чертой человечность превращается в бесчеловечность.

Санкт-Петербург

Другие материалы номера