Трамп уже протягивает руку

Этот результата Аддада можно назвать феноменальным, ведь он включился в избирательную кампанию, когда она была уже в разгаре, заменив отстраненного от выборов бывшего президента Луиса Инасиу Лулы да Силвы. 
Но факт остается фактом: крупнейшее в Южной Америке государство с более чем 200-миллионным населением возглавит откровенный фашист. 
Бывшего военного, а ныне депутата парламента Жаира Мессиаса Болсонару часто называют правым радикальным популистом, бразильским Трампом. Однако все это лишь эвфемизмы для того, чтобы не привлекать внимание к неоспоримому факту: Болсонару не просто правый популист, он действительно исповедует фашистскую идеологию. 
Так, например, черных политических активистов он назвал «животными, которым давно пора в зоопарк», и заявляет, что «женщины должны зарабатывать меньше мужчин». Болсонару считает оправданными действия властей в период военной диктатуры в Бразилии, продолжавшейся с 1964 по 1985 год, в том числе пытки, похищения людей и бессудные расправы. Он сменил множество правых партий, прежде чем создал свою – Социал-либеральную. Но если популизм фашистов 1930-х годов носил социальный характер, то Болсонару открыто заявляет о сворачивании социальных программ. 
Казалось бы, полный набор, чтобы стать изгоем для «международной демократической общественности». Но подобного не происходит. И ничего удивительного. Вот лишь одно из последних заявлений Болсонару: «Я очищу нашу родину от красных. Их ждет или тюрьма, или пусть убираются вон». 
Иными словами, он намерен воплотить в жизнь планы США, которые эта страна реализует в Бразилии вот уже полтора десятилетия. «Проблема в том, что всякое правительство США не воспринимает всерьез отношения с другими нациями. Наши критики полагают, что мы должны начинать день с разрешения США чихнуть и разрешения Европы кашлянуть, мы не будем этого делать», – сказал, еще будучи президентом Бразилии, социалист Луис Инасиа Лула да Силва. Такую же линию проводила и пришедшая ему на смену в 2011 году Дилма Русеф. В эпоху их президентства американские транснациональные компании не имели доступа к открытым месторождениям нефти, так как монополию на разработку получила государственная нефтяная компания «Петробраз». Проводила Бразилия и свою независимую внешнюю политику. Естественно, США такая политика категорически не устраивала, кто бы ни находился в Белом доме: Джордж Буш-младший, Барак Обама или Дональд Трамп. 
Сразу после того, как в 2014 году Дилма Русеф второй раз победила на президентских выборах, против нее началась мощная пропагандистская кампания по обвинению в коррупции, инспирированная Вашингтоном. Русеф, ее предшественника Лулы да Силвы, Партию трудящихся обвинили в коррупции. В 2016 году сенат отстранил Дилму Русеф от власти. 
За время правления левых Бразилия сделала большой рывок в экономическом развитии. В годы президентства Лулы была налажена система социальных программ, которая позволила 40 млн человек выйти из состояния крайней бедности. Однако серьезных проблем хватало. Как практически во всех странах, где левые приходят к власти парламентским путем, социалистические реформы были половинчатыми, а классовая борьба обострилась до предела. Плохо удавалось справляться с разгулом преступности да и с той же коррупцией. Именно на этом и сыграли внешние силы. 
К слову, результаты расследования как раз говорят, что лидерам Партии трудящихся особенно и предъявить нечего. Из всех обвинений против Дилмы Русеф посчитали доказанным только одно. Якобы она незаконно привлекла частные деньги, чтобы расплатиться по социальным программам, повысила свой рейтинг и выиграла выборы президента. Однако власть была потеряна, а авторитет подорван. 
Лулу обвинили в том, что он давал подряды строительным компаниям за откаты и перечисления в партийную кассу. Однако и здесь доказательств не нашлось. Единственное, что смогли вменить ему в вину, трехэтажную квартиру в городе Гуаружа, якобы полученную как взятка. Хотя эта квартира даже не является собственностью Лулы, он был приговорен к 9,5 годам тюрьмы. Причем после того, как принял решение участвовать в президентских выборах и по всем опросам являлся фаворитом. Уже находившегося в тюрьме Лулу сначала зарегистрировали как кандидата, а когда предвыборная кампания была в разгаре, отстранили. 
Судя по всему, когда под предлогом борьбы с коррупцией было инициировано расследование Lavajato («Автомойка»), в Вашингтоне рассчитывали на несколько другие результаты: убрать левых и привести к власти в Бразилии либералов. Так вроде бы и получилось. После отстранения Дилмы Русеф главой государства стал вице-президент Мишел Темер, который как истинный либерал и начал процесс сворачивания социальных программ. При этом выяснилось, что инициаторы импичмента Русеф, включая самого Темера, что называется, по уши замешаны в коррупции. 
Социальное положение населения в стране стремительно ухудшалось, все институты власти и различные партии оказались дискредитированы. В результате, как это часто бывает в условиях острого кризиса, сработал механизм «простых решений». Граждане в массе своей поддержали нового, как им представляется, политика, который в коррупционных скандалах замешан не был, обещающего немедленные перемены. Главные его лозунги – борьба с преступностью и коррупцией, наведение порядка. На это и поль­стились те, кто уже завтра рискует попасть в число «подлежащих уничтожению красных». И вовсе не потому, что является коммунистом или социалистом, а, например, за участие в забастовке. Ну а богатые и буржуазия голосовали за Болсонару абсолютно осознанно: им выгодна его ставка на либеральный и антисоциальный экономический курс. 
«Президент Трамп позвонил избранному президенту Болсонару сегодня вечером и поздравил его и народ Бразилии с сегодняшними выборами. Оба выразили полную приверженность работе рука об руку для улучшения жизни народов США и Бразилии и в качестве региональных лидеров – жизни Америк», – сообщила в понедельник журналистам представитель Белого дома Сара Сандерс. 
Что же, США традиционно поддерживали даже самые одиозные диктаторские, расистские и фашистские режимы, когда те действовали в их интересах. 
Проигравший выборы Фернанду Аддад не стал звонить своему сопернику Болсонару, чтобы поздравить его с победой. «Перед нами стоит грандиозная задача, которая заключается в том, чтобы во имя демократии отстаивать образ мысли и свободы этих 45 миллионов бразильцев, которые нас поддержали. Мы несем ответственность за то, чтобы во время пребывания в оппозиции защищать в первую очередь национальные интересы. Мы должны работать над процветанием этой страны», – заявил он. 
Сотни тысяч бразильцев выходили в канун второго тура выборов на антифашистские марши. Этого оказалось недостаточно, чтобы остановить Болсонару. Но борьба будет продолжена. 

Другие материалы номера