12 сентября этого года Владимир Бессонов был заочно осужден Кировским судом города Ростова-на-Дону по двум эпизодам статьи 318 части 2 Уголовного кодекса РФ «Применение насилия в отношении представителя власти», но приговор был обжалован.
Мы попросили сторону защиты, которая представлена адвокатами Дмитрием АГРАНОВСКИМ и Константином ЛАЗАРЕВЫМ из Москвы, и Алексеем ОЛЕЙНИКОМ и Михаилом ТКАЧУКОМ из Ростова-на-Дону, напомнить обстоятельства дела, как их видит сторона защиты и рассказать, о том, как, по ее мнению, обстоят дела в настоящее время.
2 декабря 2011 года, за 2 дня до выборов в Государственную думу, в г. Ростове-на-Дону в ходе встречи депутатов Государственной думы, кандидатов в депутаты ГД от партий КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия», а также депутатов Законодательного собрания Ростовской области, произошел конфликт с полицией.
Мы утверждаем, что сотрудники полиции незаконно прервали и разогнали встречу депутатов и кандидатов с избирателями, проводившуюся около входа в резиденцию представителя Президента Российской Федерации в ЮФО. Согласно действовавшему на тот момент законодательству, встреча с депутатами никакого согласования не требовала. Однако полицейские утверждали, что прекращают якобы «несанкционированный митинг», на который, по их мнению, у собравшихся нет разрешения администрации г. Ростова-на-Дону.
На момент прекращения и разгона встреча с депутатами практически завершилась, проводилась мирно, не представляла никакой общественной опасности, не создавала помех передвижению граждан и транспорта, а также работе госучреждений. По результатам этих действий сотрудников полиции Владимир Бессонов, на то время депутат Законодательного собрания Ростовской области и кандидат в депутаты Государственной думы, был обвинен в том, что причинил двум сотрудниками полиции – полковникам Мышенину О.А. и Грачеву А.Б., черепно-мозговые травмы.
Поскольку через два дня после происшествия, 4 декабря 2011 г., Владимир Бессонов был избран депутатом Государственной думы, в отношении него действовала специальная процедура возбуждения уголовного дела. В возбуждении уголовного дела было дважды отказано и лишь 6.07.2012, после событий на Болотной площади 6.05.2012, Государственная дума РФ дала согласие Генеральному прокурору РФ на возбуждение в отношении представителя оппозиционной партии КПРФ депутата Государственной думы РФ Бессонова В.И. уголовного дела («за» – 281 голос при необходимых 226).
Непосредственно перед голосованием, в средствах массовой информации высокопоставленные официальные лица делали заявления, на наш взгляд, прямо нарушающие принцип презумпции невиновности. Так, 5.07.2012 в газете «Аргументы и факты» была опубликована статья под названием «Бастрыкин уверен: коммуниста Бессонова теперь ничто не спасет», в которой говорится: «Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин уверен, что его ведомство вскоре сможет начать уголовное преследование депутата-коммуниста Владимира Бессонова. «Мы сделаем все, чтобы этот нынешний депутат понес ответственность в соответствии с законом. И никакое давление со стороны, которое начинается, включая некоторые средства массовой информации, не спасет этого человека, имеющего статус депутата Государственной думы, от установленной законом ответственности», – заявил Бастрыкин». Аналогичные публикации осуществляли РИА Новости, «Лайфньюс» и другие СМИ. По мнению стороны защиты, такое давление оказало воздействие не только на депутатов Государственной думы ФС РФ, но позже и на следствие и суд.
Понятно, что после того, как о виновности Бессонова было столь откровенно заявлено на столь высоком уровне, ход следствия был предопределен и 1 мая 2013 г. Владимиру Бессонову было предъявлено обвинение по двум эпизодам преступлений, предусмотренных ст. 318 ч. 2 УК РФ, каждое до 10 лет лишения свободы. Владимир Бессонов вину не признал.
28.01.2015 Государственная дума дала согласие Генеральной прокуратуре РФ на передачу уголовного дела депутата от КПРФ Бессонова В.И. в суд. При этом «за» проголосовало лишь 230 депутатов от партии «Единая Россия» при необходимом большинстве в 226 голосов, решение прошло с перевесом всего в 4 голоса. Партией, находящейся у власти, было дано согласие на передачу дела в суд в отношении своего политического оппонента.
Расследование уголовного дела в отношении Владимира Бессонова, на наш взгляд, не было ни тщательным, ни объективным, ни справедливым, в ходе следствия грубо нарушалось его право на защиту.
Доказательственная база обвинения построена на показаниях полковников полиции, признанных по делу потерпевшими, и их подчиненных, которые опровергаются показаниями участников встречи с избирателями 2.12.2011, а также приобщенными к делу видеозаписями происшествия. Законность действий полиции по пресечению и разгону встречи депутатов с избирателями следствием фактически не проверялась. Ходатайства Бессонова и его защитников отвергались. Процедура ознакомления Бессонова и его защитников с материалами дела не была завершена, обвинительное заключение Бессонову вручено не было.
28.10.2015 Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону принял решение арестовать Бессонова и объявить его в розыск. Бессонов, который в момент слушаний в суде был на заседании Государственной думы, заявил, что никуда не скрывался и скрываться не намерен, однако не был извещен о дате слушаний. Апелляционные жалобы адвокатов на арест Бессонова были отклонены.
В ходе выборов 18 сентября 2016 года Владимир Бессонов в Государственную думу ФС РФ избран не был и его местонахождение неизвестно. Обращение правоохранительных органов России в Интерпол за розыском Бессонова было отклонено в связи с несоответствием обращения стандартам и требованиям Интерпола. Сведений о пересечении Бессоновым границы в деле нет. Фактически Бессонов является безвестно отсутствующим, что отличает процесс в отношении него от всех других заочных процессов, где было известно местонахождение подсудимых и они отказывались явиться в суд.
С 5.12.2017 по 12.09.2018 в Кировском районном суде г. Ростова-на-Дону судьей Кравченко Ю.В. уголовное дело Бессонова В.И. было рассмотрено в заочном режиме, без участия подсудимого. Судебные слушания по делу, мнению стороны защиты, носили незаконный и необъективный характер, а в ходе их проведения были нарушены основополагающие, фундаментальные права Бессонова, прежде всего право на защиту. Фактически права на защиту Владимир Бессонов был лишен полностью. С учетом конкретных обстоятельств, проведение заочных слушаний по делу противоречило требованиям статьи 247 Уголовно-процессуального кодекса РФ, которая регламентирует, как, когда и в каком порядке возможно проведение заочного процесса, без участия подсудимого. В ходе рассмотрения дела, на наш взгляд, были нарушены положения статей 45, 48, 49, 123 Конституции РФ, статей 5, 6, 10, 11, 18 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Сторона защиты считает, что в ходе судебного заседания версия обвинения не нашла своего подтверждения и была убедительно опровергнута предъявленными стороной защиты доказательствами, в частности, просмотренными в суде видеозаписями, заключениями специалиста-видеотехника, произведшего подробную раскадровку (более чем на 100 страницах) спорных видеозаписей, заключениями специалистов-медиков, давших подробный анализ несостоятельности медицинских экспертиз, проведенных по заказу органов следствия, а также показаниями 53 свидетелей – непосредственных очевидцев происшествия. Все эти доказательства, как и прочие доводы стороны защиты и обвинения, исследовались в рамках открытого судебного процесса и известны всем, кто следит за ходом дела Владимира Бессонова.
Версия же обвинения, по мнению защиты, построена исключительно на показаниях двух полковников полиции – Мышенина О.А. и Грачева А.Б., признанных по делу потерпевшими и пяти их подчиненных полицейских, прямо заинтересованных в исходе дела, так как в результате их, по мнению стороны защиты, незаконных действий было прервано и разогнано законное общественное мероприятие – встреча с депутатами, повреждено имущество и только чудом обошлось без причинения вреда здоровью граждан.
Приговором Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12.09.2018 Владимир Бессонов заочно осужден по ст. 318 ч. 2, 318 ч. 2 УК РФ к 3 годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Этим же приговором он объявлен в розыск. Фактически если приговор вступит в силу, это будет означать для Бессонова не только наказание в виде лишения свободы, но и поражение в права, как политика, поскольку он в силу особенностей нынешнего российского законодательства не сможет принимать участие в выборах в течение 20 лет – 10 срок погашения судимости и 10 лет после ее погашения.
На приговор поданы апелляционные жалобы адвокатами, в которых они просят приговор отменить, а Бессонова оправдать.
Сторона защиты предполагает, что после вступления приговора в силу, если апелляционная инстанция откажет в удовлетворении наших жалоб, власти Российской Федерации вновь обратятся в Интерпол для розыска и задержания Бессонова. Однако защитники будут просить в этом отказать, так как преследование Бессонова В.И., одного из наиболее ярких, последовательных и известных оппозиционных активистов в России, осуществлявшего свою деятельность исключительно в рамках закона и принципиального отказа от какого-либо насилия, по нашему мнению, носит исключительно политический характер. Кроме того, столь продолжительное, почти семилетнее, и столь настойчивое преследование оппозиционного политика, завершившееся жестоким и необоснованным приговором, по нашему мнению, имеет своей целью снижение протестной и оппозиционной активности в целом по России. Приговор Бессонову, как в таких случаях формулирует Европейский суд по правам человека, должен стать предостережением другим гражданам, намеренным выражать свое несогласие с политикой властей России путем участия в общественных мероприятиях – митингах, шествиях и прочем.