Выступая перед комитетом сената, он ответил на вопрос сенатора-республиканца от Аляски Дэна Салливана о присутствии вооруженных сил США в этом регионе, отметив, что ВМС присутствуют в Арктическом регионе под водой и в небе. К тому же, сейчас военные «изучают, что еще можно сделать для повышения возможностей».
«Если бы у меня был карт-бланш, было бы прекрасно получить корабли ледокольного типа. Но, учитывая наши потребности сейчас, это пока не по карману», – сказал Спенсер, добавив, что пока можно отправлять флот к побережью Аляски в более благоприятные времена года, когда лед тает.
«Мы рассматривали потенциальную возможность размещения на побережье стратегического порта, – сказал Спенсер Салливану. – Я думаю, что береговая охрана в сотрудничестве с ВМС должны определить, что может быть сделано».
«Когда речь идет об использовании Аляски для маневров в Арктическом регионе, мы на командном уровне обсуждали план, который можно было бы воплотить этим летом. Вероятно, тренировки состоятся в Адаке», – добавил он, ссылаясь на командира Корпуса морской пехоты генерала Роберта Неллера, который также был на слушаниях.
По словам Спенсера, заместитель командира ВМС адмирал Уилл Морган говорил об отправке на остров самолетов P-8А. «Когда дело доходит до использования Аляски в Арктике для обучения, комендант и я говорили об этом – планы пойти посмотреть на что-то этим летом, возможно, на Адаке, для обучения», – добавил Спенсер.
Присутствие ВМС и Корпуса морской пехоты на Аляске в настоящее время невелико, и некоторые моряки и морские пехотинцы дислоцируются на совместной базе Элмендорф-Ричардсон в Анкоридже, причем последний персонал находится там в составе резервного подразделения.
Однако армия США меняет свою стратегию на военное противостояние против других стран. Поэтому Арктика снова в фокусе военного планирования, в частности, потому, что деятельность России и Китая в регионе беспокоит Вашингтон. По этим причинам американские морские пехотинцы начали нести службу в Норвегии с 2017 года. А Осло просит США увеличить их численность и разместить дальше на север, ближе к границе с Россией.
Военно-морские силы также предприняли шаги в направлении более высоких широт, направив авианосец за полярный круг впервые с начала 1990-х годов в рамках учений НАТО «Трайдент джанкчер», которые состоялись в октябре и ноябре. Представители ВМС подчеркнули, что намерены в дальнейшем более активно действовать в Арктике.
Неллер подчеркнул, что его команда сосредоточена на подготовке к суровым условиям.
В марте морские пехотинцы совместно с сухопутными, морскими и воздушными подразделениями принимали участие в проходивших на Аляске учениях «Арктик игл 2018», где военные тренировались «сражаться и побеждать в Арктике», как отметил глава командования Аляски генерал-лейтенант ВВС Кен Уилсбах.
Через несколько недель после учений Неллер сказал Салливану во время слушания в сенате, что морские пехотинцы «вернулись в холодную погоду». В августе, путешествуя по Аляске со Спенсером, Салливан сказал, что Корпус морской пехоты «смотрит на то, чтобы проводить намного больше времени на Аляске».
Остров Адак, куда США собираются отправить самолеты P-8А, расположен в западной части группы Алеутских островов. На северной части острова когда-то была большая военная база ВМС, которая играла важную роль в борьбе против советских субмарин во времена холодной войны. Однако американские военные прекратили деятельность здесь в 1997 году. А военную взлетную полосу передали в коммерческое использование.
В настоящее время ВМС сталкивается с проблемами эксплуатации и технического обслуживания, вызванными более чем двумя десятилетиями непрерывных операций по всему миру – ситуация, которая осложняется обсуждениями увеличения и неопределенностью в отношении бюджета в будущем, в то время как ВМС строит новые авианосцы и проектируют новое поколение подводных лодок с ядерными баллистическими ракетами на борту.
ВМС США возвращаются на старые позиции. В частности, самолеты P-8A уже начали возвращаться на базу в исландском городе Кефлавик, которую создали в 1960-х годах, но в 2006-м закрыли.
Кристофер ВУДИ
(Business Insider)