Почему мы так плохо живем?

– Такой вопрос постоянно слышу на встречах с избирателями, – подтверждает Н.В. Коломейцев, – пытаюсь объяснять, в том числе на примере Госдумы и принимаемых ею решений. 
– По словам председателя палаты В. Володина и премьера Д. Медведева, Госдума замечательно сработала, и не только в эту сессию, но и за все 25 лет своего существования. Первые лица довольны, а жизнь у народа не улучшилась. Почему так? 
– Да, исполнительная власть довольна, ее задания единороссовская Дума выполнила. А улучшение жизни народа остается мечтой. 2018-й стал годом обманутых ожиданий и несбывшихся надежд, минувшая сессия внесла значительный вклад в то, чтобы чаяния людские не оправдались. 
Почему так? Да потому, что Россия – президентская республика, 90% властных полномочий принадлежит исполнительной власти, прежде всего главе страны. А Госдума в системе властей является прикладным органом к администрации президента. Это первое. 
Второе. Состав Госдумы таков, что подавляющее большинство – 343 депутата из 450 – члены «Единой России», они решают, какие законы принимать. Остальные три малочисленные фракции – КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» – не могут оказать существенного влияния на принимаемые решения. 
– Но год был насыщенным… 
– Да, прошли две большие избирательные кампании. В марте – выборы президента. Нашим кандидатом был успешный предприниматель Павел Николаевич Грудинин. У него одно из лучших хозяйств в стране. Но у СМИ был хорошим только Путин, а плохим – Грудинин, остальные кандидаты остались почти незамеченными. Вместо широкого обсуждения проблем, которые всех волнуют, и ответа, кто их породил, получился «Дом-2». Снова стал президентом Путин, который управляет страной уже 18 лет. Только почему-то нас спрашивают, почему так плохо живется. 
У нас олигархия формирует для себя все органы власти, в том числе и состав Госдумы, с большинством от «Единой России». Путин вместе с правительством Медведева проводят интересы богатых и сверхбогатых. Вот почему, у людей жизнь тяжелая, а богатые счастливы. За последний год их стало больше, швейцарский банк Credit Suisse сообщает, что у нас численность долларовых миллионеров выросла на 42 тыс. человек, всего их уже 172 тысячи. 
У нас 82% богатств страны принадлежит 200 семьям. Имущественный разрыв между бедными и богатыми больше чем в десятки раз, что значительно выше, чем в Америке и Китае. 
Официально более 20 млн наших граждан живут за чертой бедности, а по моим оценкам, – более половины не могут свести концы с концами. Знаю об этом из прямого общения с людьми на встречах. У меня их было много в сентябре во время предвыборной кампании по избранию местных органов власти. Это было второе значительное событие года. 
– И как вы оцениваете сентябрьские выборы? 
– Еще раз убедился, что нынешний режим держится на колоссальной фальсификации результатов. В том есть и вина избирателей. Они не верят, что бюллетенем можно изменить положение в жизни, и не ходят на выборы. 
Единый день голосования 9 сентября прошел при низкой явке, а это открывает большие возможности для подтасовок. 
– И всё же наш Коновалов в Хакасии победил. 
– И в Приморье наш победил, но победу отняли. Сейчас Коновалова прессуют за то, что его предшественники провалили подготовку к зиме, оставили республику на казначейском управлении без денег, с долгами. Они, которые там правили 25 лет, грабили регион. А теперь Валентину Олеговичу и нашей партии вменяют в вину, что мы жителей морозим. Но умалчивают, что в Хакасии все предыдущие годы четыре олигархические структуры раскассировали природные ресурсы, в десятки раз уменьшили налоги в бюджет региона, республика обнищала. 
– Госдума не отреагировала на ситуацию в Хакасии. 
– Она шагает по старой праволиберальной колее. После переизбрания Путина фактически вернулась та команда, которая в 90-е дербанила страну. Кудрины, чубайсы – они сегодня определяют политику страны. Они, как в присказке: А и Б сели на трубу, а остальные люди им по барабану. Госкорпорации, которые обязаны 50% прибыли платить в бюджет, не платят, игнорируя постановление правительства. А отправленный в нищету народ не осознает необходимости в консолидированной защите и отстаивании своих прав. 
– Чем объясняется такая инертность? 
– Нищие никогда не восставали. Именно поэтому, с моей точки зрения, чубайсовско-кудринская компания диктует политику по полному обнищанию страны и передаче ее во внешнее управление. У нас уже значительная часть рудников, имущества имеет офшорное управление. А за этот год 58,5 млрд долларов вывезено, что в 3,3 раза больше, чем в прошлом году. По официальной статистике. Это средства, которые должны вкладываться в нашу экономику, а они утекают. Мы, КПРФ, предлагали законодательно ужесточить валютное регулирование. Доказывали, что бессмысленно зазывать иностранных инвесторов, когда отечественный капитал уходит в офшоры. Наша критика, протесты мешают власти, а власть обрушивает на нас всю информационную, административную силу. 
За последние 28 лет не было ни одной позитивной информации о КПРФ. Это, конечно, бьет по политической активности наших сторонников. СМИ принадлежат власти, народ люмпенизирован. Чтобы пойти в КПРФ, надо обладать мужеством. Если ты член КПРФ, первым будешь уволен или не принят на работу. Об этом не говорят, но у нас же работодатель по закону, принятому Думой, требует от будущих сотрудников, чтобы они обозначали свои политические взгляды. Это цензура фактически, хотя говорят, что у нас идеология запрещена. Но это и есть гнет капитала. Капиталисты диктуют свою волю через СМИ и требуют от своих представителей в Госдуме таких законов, которые нужны им, а не народу. 
– Иногда даже левые недовольствуют: мол, чего коммунисты в Думе сидят? 
– Не зря сидим, удается кое-что сделать. Увеличены бюджетные ассигнования на село почти на 50% в бюджете 2019 года. Удалось сдвинуть с мертвой точки проблему дольщиков. В Госдуме начали проводиться парламентские слушания по острым проблемам, которые были нами, коммунистами, подняты. Конечно, это немного, небольшие положительные подвижки не могут жизнь в стране изменить. 
– Одна пенсионная реформа чего стоит…
– Да, мощно ударила по жизни людей. Власть снова сэкономила на нищих. КПРФ проводила массовые акции протеста. Пока мы, КПРФ, организовывали массы, голосовали против закона о повышении пенсионного возраста, а единороссы распространили ложный слух, что мы, коммунисты, якобы поддержали поправки к этому закону. Народ тут же притих. 

А нужно учиться у французов. Там «желтые жилеты» уже добились уступок, но не уходят с улиц, требуют отставки праволиберального правительства, которое служит интересам самых богатых слоев, требуют отставки Макрона. А у нас совсем другая ситуация. 
– У нас президент убеждал с телеэкрана, что пенсионный возраст надо поднимать. Что, по-вашему, вынудило Путина решиться на прозвучавшие оправдания? 
– Может, конечно, продиктовать имущий класс. Но в данной ситуации, с моей точки зрения, ему продиктовала не наша олигархия… В апреле приехала в РФ Лагарт, генеральный распорядитель МВФ, и велела России провести пенсионную реформу. Тут же многократно повторявшиеся Путиным мантры о том, что не будем повышать пенсионный возраст, не будем повышать налоги, были забыты. Пенсионную реформу провели, на 2% повысили НДС, непонятно только зачем? Цены на нефть высокие, бюджет наполняется стабильно. 
Показательно, что Китай, с его полуторамиллиардным населением, снижает пенсионный возраст на 5 лет. У Китая и рост экономики по 10% в год, хотя там нет ни нефти, ни газа. 
Снижение возраста выхода на пенсию – это показатель высокого уровня организации общества. Еще Иосиф Виссарионович Сталин, научные деятели того времени утверждали, что человек должен иметь возможность культурно и интеллектуально развиваться. Для этого у человека должно быть время. А у нас сегодня везде потогонная система, она ведет к деградации человека, потере квалификации. А неквалифицированные кадры не могут обеспечить рост и качество производительного труда. 
– Чем еще удивила Госдума, помимо пенсионной реформы?
– Не менее драконовский закон о повышении НДС. Он делает нас неконкурентоспособными. На третьем месте – неадекватность тарифов на электроэнергию, нефтепродукты. Если сравнить наши цены на бензин с другими нефтедобывающими странами, то наши цены и тарифы не выдерживают никакой критики. Если исходить из этих показателей, мы являемся отсталым государством. А все потому, что олигархи у нас ненасытны. 
«Газпром» в рекламе называется народным достоянием, а на самом деле таковым давно не является. Есть компания Роснефть – Россия в названии, а из 11 членов ее правления 7 – иностранцы, из них 3 американца. Аналогичная картина почти во всех наших ведущих компаниях. Разве иностранцы будут думать о благосостоянии наших граждан? Вот и соображайте, почему мы так живем. 
– Так не может продолжаться, это полная бесперспективность для нас. 
– Думское большинство совершенно этим не обеспокоено. А мы, КПРФ, считаем, что надо провести референдум по базовым вопросам. Первый из них – о принадлежности природных ресурсов, ренты. У нас сегодня на ренте «вырастают» десятки незаконно обогащающихся миллиардеров. В то же время электроэнергетика, газ, всё, что связано с углеводородами, продается по таким ценам нашим предприятиям, что делает неконкурентоспособными наши производящие отрасли. 
Наша налоговая система подстроена под рентную экономику, а обрабатывающие отрасли душит. Если посмотрите структуру ВВП, то у нас торговля имуществом и финансовый сектор занимают значительно больший сегмент, чем обрабатывающая отрасль. И это является тормозом развития нашей страны. 
Кроме неадекватных налогов, препятствует развитию нашей экономики проводимая Центробанком (ЦБ) кредитно-денежная политика. И мы, КПРФ, – единственная фракция, не поддерживающая ЦБ и его главу Набиуллину. 
– Нестыковка в чем? 
– В Послании президент потребовал роста экономики не менее чем 3,5% в год, а ЦБ прогнозирует 1,4%–1,7%. Кому верить? Для нас рост в 3,5% вполне реален, темп может быть и выше, но при условии, что изменится кредитно-денежная политика. Ее губительность в том, что ЦБ устанавливает кредитную ставку выше половины средней рентабельности, сжимает денежную массу, не вкладывая средства в экономику, говорит, что тем самым борется с инфляцией. То, чем занимается ЦБ, можно квалифицировать как искусственное удушение производства, экономического роста. 
– Как можно изменить политику ЦБ? 
– ЦБ должен отвечать за рост экономики. Это должно быть в законе о ЦБ, мы будем на этом настаивать. 
И еще парадокс: у нас, с одной стороны, формируются баснословные резервы за счет высокой цены на нефть, газ, а с другой стороны, 12, 5 тысячи объектов, в которые вложены бюджетные деньги, законсервированы и деградируют. Ну, вы ж расконсервируйте их, дайте туда деньги – и получите новые рабочие места, налоги в бюджеты всех уровней, заработную плату, занятость. Но это почему-то не делается. 
– Может, осознанно все делается, чтобы в стране становилось хуже и хуже? 
– Не хочется в это верить, но похоже, что это так. У нас же регионы просели, долгов у них более 2 трлн рублей, а федеральный центр передал им 180 затратных полномочий. Как им развиваться? Нельзя иметь обязанности матери, а финансовое обеспечение – мачехи. Нет внизу мотивов работать, развиваться. 
Это всё – продолжение праволиберальной политики. Под ее влиянием вводятся всевозможные сборы и поборы. Берут и без всяких исследований меняют кадастровую стоимость земли. В результате многие люди будут вынуждены отказаться от садовых участков, которые являются кормильцами семьи. То, что стоило, скажем, 3 рубля, теперь будет стоить 30 тысяч. Многим не по карману станут надуманные платежи. 
Думское большинство поддерживает эти поборы. Проголосуют, а потом рассказывают, что они – за народ. 
Попытка упразднить МУПы и ГУПы вообще может привести к потере управляемости в муниципалитетах и обострить жизненно важные для граждан вопросы. 
И еще – «Единая Россия» вместе с правительством изобрела такой алгоритм: принимают законы с отложенным введением. Приняли закон сейчас, действовать он начинает через три года. Так вот, с 1 января 2019-го вступает в силу закон об имущественном налоге. После новогодних праздников наши граждане с удивлением обнаружат квитанции об оплате налогов на имущество, на землю и другие платежи, узаконенные три-четыре года назад. Цифры станут настоящим сюрпризом. Будет над чем задуматься и понять: власть за народ или за что-то другое? 
Далее – все получат рост тарифов ЖКХ, тоже законодательно утвержденный. Но с какой стати, скажите? Самая обеспеченная ресурсами страна дважды в год повышает тарифы ЖКХ. А они «сидят» во всех ценах, себестоимостях. Вот чем обернулся перевод в частную собственность жилищно-коммунальной сферы. 
– В угоду кому строится такая политика? 
– Олигархическим структурам, которые и эти, собранные с народа ресурсы для ухода за жильем тоже разворовывают и вывозят миллиардами в офшорные компании. 
Мы многократно предлагали законодательно исправить сложившуюся ситуацию. Но имущий класс диктует свои условия, а «Единая Россия» их принимает в виде законов. 
Люди должны осознать, что надо эту вакханалию прекратить. Добром это не кончится. По нашему мнению, у президента есть максимум год. Нельзя бороться с угрозами словами, нужны дела. 
– Конституции 25 лет исполнилось. Как вы ее оцениваете? 
– При провозглашенном разделении властей 90% властных полномочий и возможностей у нас принадлежит президенту. Он – самый наделенный в мире неограниченными правами руководитель страны, у него все права без обязанностей. Но любая Конституция важна системой сдержек и противовесов. Всякое право должно порождать ответственность. У нас ответственность с первого лица никто не может спросить. Провести референдум невозможно. А он крайне необходим. Это все понимают. Мы, КПРФ, предлагали предоставить народу право вынести решение по вопросам, которые интересуют все общество, включая пенсионную реформу. Но власть фактически парализовала возможность проведения референдума. В такой ситуации рассчитывать на проявление гражданской позиции не приходится. 
– У нас тоталитарный режим?
– Конечно.
– Выход какой?
– В усилении работы нашей партии, и для начала – в принятии закона об оппозиции, который гарантировал бы права оппозиции и ужесточал ответственность фальсификаторов в политической сфере. 
– Донбасс. Почему не хотят признавать республики ДНР и ЛНР? 
– Рентная олигархия очень зависима от Запада. Владимир Ильич Ленин, Иосиф Виссарионович Сталин неоднократно говорили, что капитал является компрадорским потому, что для них личные интересы всегда выше государственных. На Донбассе ситуация тяжелая. Война длится дольше, чем Великая Отечественная, в марте будет 5 лет. Страдают наши соплеменники, страдают дети, старики. Разрушается инфраструктура. Защитить людей можно только, признав республики. Признали Южную Осетию и Абхазию – и остановили конфликт. Мы, КПРФ, выступаем за скорейшее признание ДНР и ЛНР, за упрощенную систему получения российского гражданства и за интеграцию этих территорий по принципу Крыма в состав РФ. Если же Порошенко пойдет на соглашательство с американцами, решится на сдачу Донбасса, там крови прольется немерено. 
– Но впереди – Новый год… 
– Хотел бы пожелать читателям народной «Советской России» и всем людям побольше ответственности за будущее своих детей. Друзья, больше задумывайтесь о причинах происходящего, о том, почему мы так живем. Пассивность губительна. 
Желаю всем политической активности, здоровья и помнить, что только организованные люди называются народом. Неорганизованный люд характеризуется толпой. А толпу всегда игнорируют. Поэтому я желаю побыстрее нам стать организованным сильным народом.

Другие материалы номера