А накануне состоялись похороны последних жертв страшной предновогодней трагедии. В рождественско-новогоднюю неделю, когда люди строят планы на будущее, надеются на добрые перемены, в Магнитогорске, да и по всей России, мечтали о чудесах совсем не праздничных. Вдруг под руинами рухнувшего ранним утром 31 декабря подъезда №7 жилого дома №164 на проспекте Карла Маркса спасатели найдут живых?
Одно такое чудо, как известно, случилось. Спустя 36 часов после ЧП удалось обнаружить десятимесячного Ваню Фокина. Малыш провел в завалах на сильном морозе около полутора суток, но выжил! Сейчас Ваня, у которого переломы и обморожение ножек, доставлен на лечение в Москву, в детскую клинику Леонида Рошаля. Он пришел в себя, его состояние улучшилось. Сейчас с ним неотлучно находится мама Ольга. Спаслась вся семья Фокиных. Как рассказала Ольга, она спала на диване со старшим сыном, трехлетним Димой, а Ваня был в детской кроватке. «Со старшим мы провалились, вылезли быстрее, поползли. А про кроватку я не знаю – темно, куда я полезу», – вспоминает Ольга. Отца семейства Евгения в ту ночь не было дома. Именно он позже показал спасателям, где искать сына. «Увидел часть детской кроватки, услышал отчетливо голос. Увидел линолеум, но под ним было много сломанных деревянных полов. Решил, что будем доставать его снизу. Говорили: «Ну, где же ты?» Он начинал реагировать, плакал», – рассказал спасший Ваню сотрудник МЧС Андрей Вальман.
«Рождественское чудо», – говорят и Фокины, и спасатели, и врачи.
Но в десятки семей, где такого чуда не случилось, пришла непоправимая беда. «Давайте верить в чудеса с самого детства, обнимая друг друга, чтобы согреться, передавая тепло от сердца к сердцу, незнакомым людям по соседству» – такую запись на своей страничке во ВКонтакте сделала преподаватель Магнитогорского государственного технического университета Анастасия Крамаренко. Перед Новым годом они сфотографировались всей семьей. Снимок молодых и счастливых Насти, ее мужа Игоря и их полуторагодовалой дочки Миланы стал последним. 4 января всех троих похоронили в закрытых гробах.
«В восемь утра 31 декабря до нас в Оренбург дозвонились друзья и сказали, что беда случилась. Мы включили новости и увидели, что это был наш подъезд. Сразу сели и поехали, не взяв никакие вещи. 500 километров проехали за четыре часа. Здесь еще никто никого не доставал. Только большие плиты поднимали. А полиция оцепила всё, и нас никуда не пускали. Я не знаю, почему столько времени пришлось выжидать и не предпринимать никаких мер. Руководство МЧС приехало в туфельках, брючках. МЧС оснащены хорошей современной техникой, одеждой, а меры никакие не предпринимались», – приводит издание «74.ru. Челябинск-он-лайн» слова Ивана Волгина. Возможно, он несправедлив к спасателям из-за обрушившегося на него отчаяния. В результате трагедии погибли его дочь Татьяна, зять Виктор и их дочка Ульяна, которой было год и семь месяцев. Погибшая молодая семья Антиловых жила на девятом этаже, рядом с семьей Крамаренко…
26-летний гражданин Таджикистана Шухрат Ульфатов – один из шестерых жильцов рухнувшего подъезда, которых удалось вытащить живыми из руин. Сейчас он в реанимации и еще не знает, что его жена Раджамбо и маленькие дети – два сына и дочка – погибли.
Погибла вся семья Кремлевых: Андрей Геннадьевич, Елена Александровна и их взрослые сыновья Денис и Дмитрий.
Дане Тинибаеву было четыре года. А самой старшей из жертв стала 95-летняя Ольга Никитична Анисимова, ленинградская блокадница, фронтовичка.
По официальной версии, трагедия произошла в результате взрыва бытового газа. Как всегда, после столь масштабных трагедий тревога, горе и умолчание рождают слухи. Вот и на сей раз заговорили о теракте. Подогревает подобные слухи и странное происшествие, которое случилось в Магнитогорске 1 января. При непонятных обстоятельствах взорвался микроавтобус, сообщалось о троих погибших. Но не известны никакие подробности ни о причинах этого взрыва, ни о личностях жертв.
Представители правоохранительных органов заявили, что следов взрывчатых веществ на месте обрушения дома не обнаружено. Кроме того, ни одна реальная или виртуальная террористическая группировка не взяла на себя ответственность за взрыв в Магнитогорске. Между тем подобные группировки зачастую приписывают себе даже ЧП явно техногенного характера.
Причины, обстоятельства и виновных в случившемся предстоит установить следствию. Но с большой степенью вероятности к массовой гибели людей вновь привела разруха коммунальной системы. Взрывы газа с тяжкими последствиями в многоквартирных домах случаются по российским городам со страшной регулярностью.
Жители Магнитогорска откликнулись на трагедию как на общее горе. С самых первых часов, несмотря на предпраздничный день, горожане собирали для пострадавших и оставшихся без крыши над головой всё необходимое, оказывали всяческую помощь. Волонтеры постоянно дежурили в штабе. Постоянно поступают средства на открытый благотворительный счет. Хоккеист клуба «Питтсбург» Евгений Малкин, воспитанник магнитогорского «Металлурга», за основной состав которого выступал с 2003 по 2006 и с 2012 по 2013 год, пречислил в фонд пострадавших 4 млн рублей.
Поступает материальная помощь и от государства. «На сегодняшний день фактически произведенные выплаты пострадавшим в трагедии или членам их семей составили: из областного бюджета – 44,7 миллиона рублей, из федерального – 29,9 миллиона рублей» – сообщил глава Челябинской области Борис Дубровский. Городские власти обещают предоставить потерявшим жилье – новые квартиры, а пока всем нуждающимся выделены компенсации на аренду.
В рухнувшем 7-м подъезде было 48 квартир. Его, а также серьезно пострадавший 8-й подъезд намерены снести. А оставшиеся части дома собираются восстановить как два отдельных строения. «Обследовался весь дом. Из третьего подъезда были обращения у меня на приеме, по этим обращениям и ходили специалисты. Предварительно я хочу сказать, что за эти три дня трещины не имели никакой динамики. Получается, эти трещины – косметического характера: то есть это штукатурка, замазка вывалилась откуда-то. Такого плана. Конструктивные, несущие элементы повреждений не имеют», – заявил мэр Магнитогорска Сергей Бердников.
«Косметические трещины» – это некое бюрократическое новшество в архитектуре. Но даже если они действительно не угрожают несущим конструкциям старого панельного дома, каково будет жильцам «новых домов» психологически?
«Вероятно, уже никто и никогда не сможет спокойно спать в оставшихся квартирах, где в непосредственной близости погибли под завалами на морозе в мучениях десятки человек. У меня в этом доме проживает мама, я сам прожил в этом доме более 30 лет и знаю очень много семей из этого дома. Это мнение всех жильцов дома 164 по пр. Карла Маркса», – говорится в петиции Андрея Соколова, размещенной в интернете. Он призывает мэра Магнитогорска и губернатора Челябинской области принять решение о полном сносе злополучного дома. Под петицией уже больше 80 тысяч подписей.
«Прочитал, что с широкого барского плеча владельцы Магнитогорского меткомбината (ММК) перечислили в фонд погибших и пострадавших при обрушении дома в Магнитогорске $147 тыс… Хватило бы 1% годовой прибыли ($20 млн), чтобы полностью расселить этот старый, ветхий, панельный дом», – отметил на своей странице в ФБ журналист Павел Пряников. Тем более очень многие жильцы пострадавшего дома (в том числе погибшие) так или иначе связаны с предприятием. На комбинате вроде бы уже пообещали выделить дополнительные средства на помощь пострадавшим.
Но чтобы залатать зияющие дыры разрушенной коммунальной инфраструктуры, косметического ремонта или единоразовых экстренных мер после больших трагедий никак не достаточно. Новый год в России начался страшным предупреждением, к чему приводят халатность и безответственность, ставшие для российского чиновничества образом существования.