Турецкий гамбит

Всего полгода потребовалось для выполнения этой молниеносной спецоперации. Именно этот термин больше всего подходит к тому политическому шагу, который предпринял Киев. Религия – это политика. На протяжении всей истории человечества она служила очень мощным оружием в руках сильных мира сего. Примеров много. Здесь и Варфоломеевская ночь с массовой резней гугенотов католиками, и Тридцатилетняя война, в которой кардинал Ришелье встал на сторону протестантов ради государственных интересов Франции. И, конечно, все крестовые походы…
Сегодня это противостояние России и Украины. РПЦ и ПЦУ (православная церковь Украины). Путина и Порошенко. Но в данном поединке есть и другие участники, которые, похоже, и выиграли партию. Это Запад и Константинополь.
Первый утер нос Кремлю, а второй переиграл и Киев, и Москву. Вселенский патриарх Варфоломей, передав посох и томос предстоятелю новообразованной Православной церкви Украины митрополиту Епифанию (бывший архиерей раскольнической Украинской православной церкви Киевского патриархата), завершил процедуру получения церковной независимости от России. Но приняв томос, украинская церковь потеряла самостоятельность. Отныне все серьезные вопросы будут решаться не в Киеве, а в Константинополе. Автокефалия дает значительно меньше самостоятельности, чем УПЦ в лоне Московского патриархата. И, главное, ПЦУ теряет влияние и приходы за рубежом. Они переходят под юрисдикцию Константинополя.
Как будут развиваться дальше события, извините, одному Богу известно. А пока в РПЦ украинскую церковь называют «раскольнической группировкой», президент Украины Петр Порошенко присваивает звание Героя Украины Филарету, атеистам, которые вполглаза следят за этим, вообще наплевать. Они улыбнутся и лишний раз вспомнят слова великого комбинатора: «Вы не в церкви, вас не обманут».

Другие материалы номера