«ХРАМ ОПАЛЬНОГО ЛИДЕРА»

Подконтрольные Кремлю СМИ регулярно подвергают жесткой критике то, что они называют «лихими 90-ми», называя их эпохой унижения личности и постыдной слабости страны.
Однако все эти злоупотребления стали неожиданным благом для Президентского центра Бориса Ельцина, сияющего «храма», построенного «на пороге» Сибири в память об опальном предшественнике Путина и неспокойных годах его пребывания у власти – начиная с распада СССР в 1991 году и до конца 1999 года.
«Я рад, что люди постоянно критикуют 90-е годы, – говорит Александр Дроздов, исполнительный директор частного фонда, курирующего Ельцин-центр, музейно-архивный комплекс, посвященный первому российскому избранному и многими ненавидимому (во всяком случае, по опросам общественного мнения) покойному президенту. – Я говорю им: продолжайте критиковать, пожалуйста, не останавливайтесь».
Потоки презрительных насмешек, обрушившиеся на Ельцина и его эпоху со стороны ярых сторонников Кремля, обеспечили комплексу огромную популярность и способствовали тому, что с момента его открытия три года назад в нем побывало 700 тысяч посетителей. Он стал, наверное, самым популярным и, безусловно, самым богато оснащенным форпостом альтернативной истории и нестандартного мышления в России…
Но по своей сути комплекс представляет собой скорбный реквием по многому тому, что было утрачено с тех пор, как 31 декабря 1999 года Ельцин ушел в отставку и передал власть выбранному им преемнику Путину со словами: «Берегите Россию».
По словам Дроздова, Ельцин «был бы очень расстроен», если был бы жив и увидел, что Путин захватил страну: «Он бы заплакал». Среди экспонатов есть куклы из сатирического телешоу, которое в 1990-е годы безжалостно высмеивало Ельцина и его чиновников. Это шоу закрыл Владимир Путин, обидевшийся на то, что его изображала уродливая кукла карликового роста.
Некогда частный телеканал НТВ, который транслировал это еженедельное шоу, теперь контролируется государством и служит рупором кремлевской пропаганды.
Ориентированные на Запад либералы в основном считают Ельцина отважным (хотя и подверженным многим порокам) героем, который сплотил силы для сопротивления путчу, организованному коммунистической партией в августе 1991 года, сломил хребет СССР, внедрил капитализм и обеспечил рождение России как свободной и демократической страны.
Но националисты и левые помнят его в лучшем случае как вечно пьяного шута, а в худшем – как предателя, работающего на Запад. Они хотят, чтобы комплекс закрыли или хотя бы переделали, чтобы получился, как говорит шумный местный критик Илья Белоус, «музей преступлений Ельцина» (а один близкий к Кремлю мусульманский священнослужитель предложил его просто взорвать).
«Путинские пропагандисты свели все к противопоставлению образов молодого, динамичного Путина и старого алкоголика Ельцина», – говорит Евгений Ройзман, критик Кремля, ушедший прошлым летом в отставку с выборной должности мэра Екатеринбурга в знак протеста против отмены выборов мэра города. «Многие люди на самом деле не знают, что происходило в 1990-е годы, – говорит бывший мэр. – Они просто не понимают, что сделал Ельцин и почему».
«Они обвиняют Ельцина в уничтожении Советского Союза, – продолжает он, – но никто его не уничтожал. Советский Союз распался сам собой, потому что не мог поддерживать себя ни идеологически, ни экономически. Он просто развалился».
По словам директора музея Дины Сорокиной, выпускницы Нью-Йоркского университета, задача центра – не обелить Ельцина, хотя он во многом не придает значения некоторым из наиболее одиозных черт его правления – в частности, появлению так называемых олигархов в результате заключения коррупционных приватизационных сделок.
«Задача не в том, чтобы составить жизнеописание святого, а попытаться понять то время и то, к чему мы пришли сегодня», – говорит она.
Молчание в отношении российских олигархов, возможно, объясняется списком спонсоров у входа. В нем – миллиардеры-магнаты Олег Дерипаска и Роман Абрамович, которые разбогатели в 1990-е годы.
Примечательно, что в качестве спонсора указан и Владимир Путин, который присутствовал на открытии музея вместе с вдовой Ельцина Наиной.
В своем формальном, «натянутом» выступлении Путин сказал, что музей символизирует «честный рассказ о том, как строилась новая Россия» в непростые времена.
Александр Дроздов вспомнил, как президент ходил по выставочным залам, посвященным утраченным свободам, «с совершенно бесчувственным лицом».
«Он был как мумия», – говорит он.
Причиной того, что Кремль благословил этот проект, по словам бывшего мэра Ройзмана, является противоречие, лежащее в основе правления Путина. Хотя он уничтожил большую часть наследия Ельцина, особенно в политике, к власти он пришел благодаря Ельцину.
«Путин обязан Ельцину всем», – говорит Ройзман.
Путин, который всегда ставил на первое место преданность, лично Ельцина никогда не критикует. Но государственным СМИ он дал свободу действий, и те с упоением критикуют наследие его предшественника…
Владимир Путин часто играет на чувствах людей – на ностальгии по Советскому Союзу и регулярно заявляет с гордостью, что положил конец экономическим страданиям и политическому хаосу 1990-х годов. Однако Ельцин-центр предлагает совершенно другой взгляд на прошлое.
Он встречает посетителей анимационным фильмом, посвященным Борису Ельцину как первому за тысячу с лишним лет лидеру России, который разорвал порочный круг кровавой тирании с кратковременными всплесками неудачных реформ.
Помимо постоянной выставки, посвященной Ельцину и предоставленным им свободам, здесь также проводятся семинары, дискуссии и культурные мероприятия, по духу далекие от того «черно-белого», агрессивного патриотизма, который пропагандирует Министерство культуры в Москве.
По мере того, как тянется правление Владимира Путина (которое по продолжительности уже превысило президентство Бориса Ельцина в два раза), мрачные воспоминания о 1990-х годах, возможно, становятся несколько ярче, поскольку доверие к тому курсу, которым следует сегодня Россия, падает.
Никита Шитов, житель Екатеринбурга, который в ельцинскую эпоху основал малый бизнес, а затем, после прихода к власти Путина, наблюдал, как его уничтожали алчные чиновники, говорит, что 1990-е годы часто были хаотичными, «но государство не лезло в нашу жизнь, как сейчас».
То, что люди не совсем уверены в том, что Путин является спасителем России, каким его изображают на государственных телеканалах, становится ясно в часто пустующих залах конкурирующего музея в Екатеринбурге, где выставка «Россия: моя история» предлагает крайне националистическое изложение событий прошлого.
На этой выставке 1990-е годы изображены как время невыносимых страданий, а годы пребывания у власти Владимира Путина – как эпоха процветания и национального возрождения.
Несмотря на активную рекламу в СМИ, на прошлой неделе посетителей в музее не было – за исключением школьников, которых привели на экскурсию.
Самыми ярыми критиками Ельцин-центра являются такие играющие на публику знаменитости, как Никита Михалков, кинорежиссер, который процветал при Ельцине, но с тех пор зарекомендовал себя как большой русский патриот и сторонник Путина.
Он неоднократно требовал (пока безуспешно) закрытия центра и второго музея Ельцина, который строится в центре Москвы, с тем, чтобы защитить Россию от «яда» бывшего президента. Эти слова осуждения лишь способствуют сохранению интереса общественности.
Андрей Пирожков, 23-летний коммунист, избранный в прошлом году в городскую думу Екатеринбурга, заявил, что не является поклонником Ельцина, но часто посещает центр, поскольку там проводятся оживленные семинары и публичные дискуссии.
«Я против создания культа личности Ельцина, – говорит Пирожков, – но сейчас главная проблема – это Путин».

Другие материалы номера