По словам министра по транспорту Евгения Дитриха, ведомство стремится «обеспечить граждан качественной дорожной инфраструктурой». Но принцип, которым руководствуется Минтранс при реализации нацпроекта, – обходиться ограниченными ресурсами. Только оправдана ли экономия, когда речь идет о безопасности?
Депутаты пребывали еще под впечатлением жуткой аварии, произошедшей 3 февраля на дороге Вязьма–Калуга. Там опрокинулся автобус, перевозивший детей, погибли семеро – четверо взрослых и трое детей. Одной из причин аварии называется изношенность автобуса, который более 30 лет эксплуатировался. Его владелец, судя по всему, тоже сильно экономил, и за эту жадность расплатились своими жизнями простые люди.
Дитрих, конечно, сочувствует. Но у него, специалиста по прикладной математике, – своя арифметика. «Аварийность на дорогах снижается, сократилось в 2 раза число точек аварийности в крупнейших городских агломерациях».
Есть и другие показатели, которые министра вполне устраивают: до конца 2018-го приведен в порядок 61% городской дорожной сети, еще в 2016-м таких дорог было только 40%. В последние два года ежегодно тратилось на дороги 31 млрд 250 млн рублей из бюджета и приведено в порядок свыше 11 тыс. километров дорог и улиц городских агломераций, уложено 113 млн квадратных метров асфальтобетонного покрытия, доля городской дорожной сети, находящейся в нормативном состоянии, составила уже 62,5%, «что выше, чем по плану…».
Мерилом качества дорог, по Дитриху, является отсутствие ям и ровность покрытия. Но депутаты считают такой подход поверхностным, непрофессиональным. Дороги в РФ строятся при использовании низкопробных стройматериалов, нередко осенью, в дождь, в ненастье. Без ям и ухабов такие дороги держатся не более двух-трех месяцев, а потом – очередные ремонты, трата денег, аварии, износ автотранспорта… А в Европе дороги служат без ремонта от 30 до 50 лет. Почему бы Минтрансу не перейти на качественные технологии? Ведомство, по словам министра, думает, даже мечтает об этом, но пока всё как есть…
Недостатков хватает, соглашался Дитрих. Но есть и достижения. Министр гордится командой, работающей по нацпроекту, внедрением электронной системы управления «Эталон», схемой обратной связи с гражданами, выстроенной системой контроля, проводимым мониторингом, получением информации о происшествиях и нарушениях на дорогах. «Официальной приемной для обращения граждан стала социальная сеть», – отметил он. Эти наработки, по мнению министра, будут способствовать улучшению дорог в РФ.
Депутаты, однако, в этом не уверены и отметили, что господин Дитрих своим выступлением выстроил розовый парадный «фасад» деятельности министерства, уверенно идущего по пути нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». А что за «фасадом»? Народ о российских дорогах говорит: убитые; не дороги, а направления; страшнее войны; проедешь 200 километров, как в аду побываешь.
В каждом регионе – своя карта убитых дорог. Местные руководители периодически их рассматривают и добавляют новые километры «убитости». Деловой портал "Гудвилл" отмечает, что в Смоленской области не соответствуют нормативам 72% региональных дорог. И даже в тех крупнейших городских агломерациях, где, по данным Дитриха, дороги отремонтированы, более трети существующих там автодорог непригодны для нормального дорожного движения.
Псковичи считают, что хуже, чем у них, дорог не бывает. Их водители дают в соцсетях советы: объезжайте псковские дороги, через тверские тоже лучше не ездить, выбирайте по возможности белорусские трассы. Смоляне жалуются на свои пути-дороги, брянские водители – на свои, а что уж говорить о Севере, к разбросанным деревенькам вообще никак не подъедешь.
И чуть ли не каждый день в сводках новостей сообщается о ДТП на дорогах, чаще всего – с жертвами, травмами. По официальной статистике, в 2018 году в РФ на автодорогах произошло 126 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в них пострадало 160 тыс. человек, погибло 16,6 тыс. человек. Главной причиной трагедий названо плохое качество дорог. Может, это и есть результат чрезмерной экономии?
В числе источников финансирования нацпроекта Дитрих указал бюджет, 3% акцизов, местные бюджеты, дорожные фонды. С 2020 года, согласно распоряжению президента, будет поэтапное увеличение акцизов, доход от них напрямую пойдет в субъекты РФ. К 2024 году поступления от акцизов (100%) пойдут на дороги, сумма составит 384 млрд рублей.
Дитрих, кстати, сторонник введения платных дорог. Он занимался системой «Платон», добивался консенсуса с несогласными, дружен с Аркадием Ротенбергом и, по слухам, благодаря поддержке друга продвинулся в министры. Теперь погрузился в нацпроект.
Сельские дороги – головная боль для Дитриха. По его признанию, этот вид дорог «в проекте специальных мероприятий целевого полагания правительство не предусматривало». «Мы, – сообщал министр, – продолжаем работу по городским агломерациям, в них к 2024 году на 85% будут приведены в нормативное состояние улицы и дороги».
Но почему остается в заброшенном состоянии периферия, сельская местность, где проживает половина населения РФ? Оказывается, «рынок» диктует строить дороги там, где высокая экономическая активность, где выгодно бизнесу. А сельские дороги пусть зарастают бурьяном, и сельчане пусть остаются без коммуникаций, на них у властей нет денег.
Сознательно или нет, но министр в своем докладе упустил много актуальных моментов. О них спрашивали депутаты.
Будет ли отменен транспортный налог?
Ответ: Нет, не будет. Он пополняет местные бюджеты, регионы не позволят их оставить без этого дохода.
Почему Минтранс не возрождает самый дешевый вид транспорта – речной?
Ответ: Когда-то, возможно, министерство займется этой проблемой.
Состояние мостов неудовлетворительное. Большая часть мостов в Марий Эл, в Якутии – в аварийном состоянии, это затрудняет передвижение граждан, связь сел с городами.
Ответ: Мосты – капиталоемкие сооружения. Регионы могут сами позаботиться.
В стране все больше платных дорог. Везде – разные тарифы, собственники склонны их завышать. Разработает ли министерство общую методику определения тарифов?
Ответ: Это дело регионов.
Как министерство будет обновлять автобусный, троллейбусный парк? На дороги выезжает рухлядь, из-за чего происходят аварии. Обеспечить контроль за автопарком, а также проследить за тем, чтобы и к селам ездили автобусы, невозможно без ГУПов, МУПов.
Ответ: Не думаю, что наличие ГУПов или МУПов связано с жизнью или смертью. Предлагаю концентрироваться на других мерах…
От граждан Брянской области поступило свыше 50 жалоб на ужасающее состояние дорог, множество ДТП…
Ответ: Что касается ДТП, так мы последовательно расшиваем аварийность.
Растет цена на топливо, сколько можно?
Ответ: Топливо требует отдельного обсуждения…
Коммунисты остались недовольны ответами министра. Депутат от КПРФ Юрий Афонин предложил более внимательно посмотреть на развитие транспортной системы России:
«Очевидны односторонность и несправедливость этого развития. Провинции практически забыты. В малых городах городской общественный транспорт изношен, а проезд дорожает, в большинстве регионов он подорожал почти в 3 раза. На улицах многих городов господствуют маршрутки, что порождает пробки, хаос, ДТП. Массированно уничтожается электротранспорт. С 1990 года перевозка пассажиров трамваями, троллейбусами упала более чем в четыре раза. За последние 15 лет троллейбусы и трамваи, а иногда и то и другое ликвидированы в Архангельске, Астрахани, Владикавказе, Тюмени, Липецке, Рязани и ряде других территорий. Замену троллейбусов связывают с использованием электробусов, но они несравнимо дороже, чем троллейбусы и трамваи».
Коммунисты считают, что государство обязано выделять на развитие транспорта существенно больше средств, чем сегодня, обязано развивать дорожное сообщение планомерно и гармонично. Коммунисты – против рыночного подхода в развитии транспортной инфраструктуры, против деления территории и людей на рентабельных и нерентабельных.
Наш корр.