От нацпроектов – как зайцы, в шоке

– Не первый месяц пытаюсь получить от Минфина информацию о том, сколько денег направлено на нацпроекты в каждый регион, какой процент составит софинансирование и когда наконец придут деньги в регионы на нац­проекты. До сих пор ответов нет. И это беспокоит. Соглашения с регионами подписаны, а ответов сколько, когда, на что нет. Почему? 
Неужели потому, что само правительство не может разобраться в океане направлений, объемов, процентов, целей, задач, показателей?.. 
Давайте посмотрим. У нас 42 государственные программы. В них 200 подпрограмм. В них «упакованы» нацпроекты, их 12 плюс комплексный план. Каждый из них состоит из 73 федеральных проектов. Напоминает это известную сказку: игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в шоке. Так и у нас получается… 
Если демография – то это пять нацпроектов. Образование – целых 11 проектов. Есть у нас еще модельный бюджет, а там только первоочередных полномочий – 21. Есть еще майские указы президента 2012 года, они затрагивают 11 направлений и 218 поручений. Срок реализации некоторых из них – до 2020 года. 
Имеются еще региональные программы и проекты со своими целями, задачами, индикаторами, показателями, объемами и т.д. Я пыталась разобраться в этой мешанине. Но вскоре поняла, что разобраться практически невозможно. «Без бутылки не разберешься» – гласит народная поговорка. 
Ко всему прочему госпрограммы и национальные проекты имеют совершенно разные временные рамки. Как тут отследить цели и задачи, охватить тысячи показателей, проконтролировать эффективность программ и проектов? Для чего эти нагромождения? Думаю, они удобны для распила бюджетных денег. 
Не проще ли было в рамках госпрограмм выделить приоритетные направления и не городить огород с нацпроектами? Или создать несколько осязаемых федеральных проектов, когда можно увидеть, что получится по конкретному направлению и, конечно, с дополнительным отдельным финансированием? 
Такой нацпроект можно было создать. Например, «Газификация». Мы будем четко знать, сколько объектов газифицировано, сколько домовладений подключено к газу. Будет ясно и прозрачно. Сибирь и Дальний Восток ждут этого нацпроекта или программы. Газ качаем из Сибири, а жители самой этой Сибири вынуждены отапливать свое жилье исключительно дровами. До каких пор это будет продолжаться? Строим газопроводы в Европу, а когда будем заботиться о своих гражданах? 
Или проект «Строительство метро». Муниципалитетам не под силу строить такие крупные дорогостоящие объекты. Давайте проект создадим и увидим, сколько построено новых станций метро, новых депо, сколько поездов пущено, сколько пассажиров пользуются. Всё четко, ясно и прозрачно. 
А как отследить рост производительности труда на несырьевых предприятиях? К 2024 году – заложено в проектах – должен быть рост 5 процентов к предыдущему году. Как это можно отследить? Как отследить снижение на 22 процента совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу? 
А ведь под эти «задачи» заложены конкретные деньги. И таких абстрактных показателей полным-полно. Проверить исполнение таких нацпроектов проблематично, ибо в них заложены такие целевые установки, которые нельзя измерить с помощью имеющихся показателей. 
Перед нами наглядный пример, имею в виду майские указы 2012 года. По большей части они были провалены. Достаточно вспомнить обещанные 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Где они? Их нет. Или увеличение инвестиций до 27 процентов ВВП. Их тоже нет. 
Какова доля России в мировом ВВП? В 2012 году она составляла 2,9 процента, в 2018 году – уже 1,8 процента. Вот наши показатели, вот результат указов, проектов, программ и всё остальное. 
К достижениям пытались отнести повышение зарплаты бюджетников до уровня средней по экономике. Но это достигалось исключительно оптимизацией штатного расписания. Фонд оплаты труда не менялся с 2013 года. Как можно повысить зарплату, не меняя фонд оплаты труда? Это нереально. Понятно, почему именно на этот период пришелся пик закрытия школ, больниц. 
Уничтожены были ФАПы (фельдшерско-акушерские пункты). Теперь их восстанавливают. Для чего это делается? Для чего нам навороты в нацпроектах, в госпрограммах, во всем остальном? Не завершив одно, начинаем другое. 
А кто ответственен за этот хаос? Кто ответил за провал майских указов 2012 года? Никто… Надо было бы правительство во главе с премьер-министром отправить в отставку! 
Но ему поручено реализовывать новые нацпроекты. Те же самые люди, поменявшись между собой должностями, взялись за очередные задачи. Нетрудно догадаться, что они нареализуют. 
Теперь о финансировании. Вот 40 программ, в 2018 году на них было заложено 8,2 триллиона рублей, в этом году – 10,5 триллиона рублей, это 70 процентов расходной части бюджета. В прошлом году было запланировано 60 процентов расходной части бюджета. Но где эти деньги? Их кто-нибудь видел, кто-то почувствовал результат вложения этих, как говорят, беспрецедентно больших сумм, в нацпроекты? Покажите мне, в каком месте есть эти деньги? Лично я их нигде не нашла. А где, собственно говоря, берут такие деньги? 
Первое, что придумало наше правительство, оно уменьшило федеральное софинансирование. Есть постановление правительства №193 от 27 марта 2019 года по проекту «Безопасные и качественные дороги». Нам, депутатам, давали табличку, где были указаны проценты софинансирования нацпроектов по регионам. В Новосибирской области – 96 процентов, в других – 97, 98 процентов. А что видим на деле? Постановлением уменьшается сумма софинансирования до 60 процентов. На   нац­проект «Строительство дорог в агломерациях» требуется 96,7 миллиарда рублей, федеральное софинансирование – не более 60 миллиардов, остальное должны доплачивать регионы. А где обещанные 90 процентов? Их нет. 
Правительство, не стесняясь, говорит, что на нацпроекты пойдут деньги, полученные от повышения НДС. Скажите, зачем нам нацпроекты, которые вытаскивают из карманов населения последние копейки? Для того лишь, чтобы повысить рейтинг власти? Думаю, это нереально после пенсионной и «мусорной» реформ, после повышения налогов. Забудьте, господа, про свои рейтинги. 
Кстати, в недрах Минфина зреет еще один законопроект –«Об индивидуальном пенсионном капитале». Он уже обсуждался на коллегии Минфина. Суть его в том, что из зарплаты каждого работника в обязательном порядке будет изыматься 6 процентов и отчисляться на будущую пенсию. По мнению Центробанка, это решит проблему «длинных денег», по мнению Минфина, это даст прирост ВВП, а по мнению народа, – это очередная обдираловка. Выстрелит этот закон или нет, зависит от нас, депутатов. К сожалению, далеко не все народные избранники думают об ответственности перед народом. 
Через несколько дней состоится совещание с руководителями регионов по поводу национальных проектов. У меня есть опасение, что руководителям регионов сделают такое предложение, от которого они не смогут отказаться. Не зря Минфин уже анонсировал, что государственный долг регионов может вырасти до 2,9 триллиона рублей. В счет долгов будут брать деньги на нацпроекты? На алтарь этих нацпроектов принесут в жертву сбалансированность бюджетов регионов и благосостояние наших людей? 
А можно ли оплачивать такие масштабные государственные задачи исключительно за счет карманов граждан? При этом бюджетные правила никто не отменял, все дополнительные доходы идут в резерв, а не на нац­проекты. В какой стране так обходятся со своим народом? 
Я считаю, что парламенту нужно установить жесточайший контроль за финансовыми расходами и доходами. Нужно вернуться к закону о стратегическом планировании, создать один план вместо хаотичных проектов. Это первое предложение. 
Второе – не позднее июня пригласить кураторов всех нацпро­ектов, чтобы они отчитались о реализации проектов. 
И третье. Надо добиться от правительства информации по каждому нацпроекту, реализации их в регионах и по процентам софинансирования. Мы должны видеть, как правительство выполняет поставленные перед ним задачи.   

Другие материалы номера