И это очень заметно», – так отозвался на скорбное известие о кончине актрисы кинорежиссер Владимир Бортко.
Действительно, с уходом Элины Быстрицкой окончилась целая эпоха отечественного театрального и кинематографического искусства. «Да вот же она!» – воскликнул Михаил Шолохов, когда впервые увидел Элину Быстрицкую на кинопробах к фильму «Тихий Дон». Ее Аксинья – больше чем кинообраз, даже выдающийся. Эта роль стала символом русской женщины и всепобеждающей, вопреки историческим катаклизмам и трагедиям, жизни.
«Два года работы над «Тихим Доном» с Сергеем Герасимовым для меня стали колоссальной школой. Я слышала, что многие считали Герасимова жестким режиссером, диктующим свое мнение. Я никогда не умела делать так, как велят, – у меня другой характер. Но с Герасимовым во время работы спорить не приходилось. Он умел рассказать так, что все было ясно. А то, что предлагала я, он принимал», – говорила Быстрицкая о съемках в фильме, ставшем одной из вершин советского и мирового кинематографа.
Элина Авраамовна Быстрицкая родилась 4 апреля 1928 года в Киеве в семье военного врача. Во время Великой Отечественной девочкой-подростком работала санитаркой: сначала во фронтовом передвижном эвакогоспитале в Сталино (Донецке), потом в Астрахани, куда семья эвакуировалась. Всегда гордилась наградным значком «Сын полка», врученным ей за работу во фронтовых условиях.
Отец хотел, чтобы Элина получила медицинское образование. Но уже в юности у нее проявились актерские способности. Быстрицкая окончила Киевский институт театрального искусства имени И.К. Карпенко-Карого. Однако недаром ее дебютом в фильме «В мирные дни» была роль военного врача. А настоящую известность и любовь ей принесла роль врача Елизаветы Муромцевой в картине Фридриха Эрмлера «Неоконченная повесть». Вряд ли такой яркий и глубокий образ смог бы создать человек, лично не соприкоснувшийся с врачебным сподвижничеством в спасении человеческой жизни.
И после «Тихого Дона» Быстрицкая не осталась «актрисой одной роли». Запомнились созданные ею образы Ксении Румянцевой в фильме «Все остается людям», Лели в «Добровольцах», Глаши в «Негасимом пламени».
Театральная деятельность Быстрицкой главным образом связана с московским Малым театром, где она служила с 1958 года. По словам художественного руководителя Юрия Соломина, в этот театр Быстрицкая пришла состоявшимся мастером кино, но театральной звездой она стала именно в Малом, которому не изменяла всю свою жизнь: «Ушла настоящая звезда. Звезда, которая не где-то там светила далеко. Она всегда думала о людях, всегда готова была помочь. Любовь зрителя к ней была невероятной. Уже совсем больная, она приходила играть концерт, каждый ее выход, когда она еще не начинала ни петь, ни говорить, вызывал шквал аплодисментов, и весь зал вставал. Уход такой актрисы и такого человека – это большое горе и огромная потеря для театра».
«Я пришла в театр в золотое время, когда там работали великие мастера: Яблочкина, Пашенная, Зеркалова, Царев, Любезнов, Жаров, Кенигсон. Я ими восхищалась, слушала их прекрасную речь, училась у них. С некоторыми из них мне довелось вместе играть», – вспоминала Быстрицкая.
Остались телеспектакли с ее участием. Их записи позволяют сегодня увидеть Элину Быстрицкую в годы ее творческого расцвета – в спектаклях «Волки и овцы», «Бешеные деньги», «Без вины виноватые».
«Постоянный труд – вот ее кредо. Для актера нет отдыха, он заряжен особой энергией, и эту энергию необходимо отдавать. А когда остается свободное время, она предпочитала активный отдых: игру в шахматы, бильярд, в разные годы увлекалась греблей и стрельбой в тире», – так пишут о Быстрицкой на сайте Малого театра.
В поздние годы жизни Элина Быстрицкая открыла новые грани своего таланта: она заявила о себе как о певице, выступала в концертах с сольными программами. Шутила, что Марлен Дитрих начала петь в 52 года, а она – в 82.
С 1978 года актриса преподавала актерское мастерство в Театральном училище имени Щепкина, а затем в ГИТИСе. Выступала и в неожиданных общественных ролях. Так, с 1980 года, в течение 17 лет, возглавляла Федерацию художественной гимнастики СССР (затем РФ). Во многом именно усилиями Быстрицкой этот вид спорта стал олимпийским.
Элина Быстрицкая сочетала в себе страсть, нежность и надрыв и смогла создать в театре и кино идеальный образ русской женщины, убежден народный артист РСФСР Александр Калягин.
«Скорблю о прекрасной актрисе, прекрасной женщине. Я всегда любовалась ее красотой, ее профессионализмом, ее отдачей на сцене. Она была настоящей актрисой и любила свою профессию и зрителей», – говорит народная артистка СССР Вера Васильева.
По словам Василия Ланового, «Быстрицкая принадлежала к великому поколению советских актеров, которые останутся в истории на века».
Прощание с Элиной Быстрицкой состоится в Малом театре 29 апреля. Похоронят актрису на Новодевичьем кладбище.