Вот и вы не клянчите, оно вам ничего не должно. Но на фоне реальных деяний нынешнего государства любые слова кажутся незначительными. Не знаешь уже, чего и ждать: то пенсионный возраст поднимут, то обложат очередными налогами «недвижимость» – дачные теплицы и уличные туалеты, то мусорные поборы введут.
Однако высказывания заведующей социально-экономическим отделением Курганского государственного экономического колледжа Елены Яковлевой оказались столь безжалостными, что возмутили общественность.
«Платя пособия по безработице, мы развращаем людей. Если мы берем, к примеру, Великую депрессию в США, то там люди умирали от голода, и именно это мотивировало их работать… На мой взгляд, класс алкоголиков, безработных и наркоманов уже сформировался. И в сокращение количества бедных до 8% я не верю. Максимум, что мы можем сделать, это не допустить, чтобы их число увеличивалось и переросло в «опухоль», – заявила Яковлева. Причем не где-нибудь, а на организованном региональными властями круглом столе на тему «Курганская область: достойная жизнь каждому».
В общем, известный мотив: бедные сами виноваты, что бедные, потому что пьют, и вообще – «опухоль». Так, волгоградский депутат-единоросс Гасан Набиев в прошлом месяце прямо на заседании областного парламента утверждал, что минимальную пенсию в 8 тысяч рублей получают-де только тунеядцы да алкаши. Правда, позже ему пришлось извиниться. А чтобы поправить как-то свой имидж, «ЕР» исключила его из фракции, после чего тот сложил полномочия.
Елена Яковлева, похоже, извиняться не собирается. И действительно: она-то не чиновник и не депутат, «всего лишь» преподаватель. Причем многие ее студенты – несовершеннолетние подростки, так как преподает она, повторимся, в колледже. Вот и сеет, очевидно, в умах и душах детей «разумное, доброе, вечное» в соответствии с принципами дикого капитализма.
Яковлева, конечно, не первая, кто призывает отменить пособия и социальные выплаты. Но до сих пор возможную смерть от голода все же публично не называли главной мотивацией к работе. По крайней мере, когда окончились «лихие 90-е».
Но, похоже, эпоха либерального людоедства никуда и не уходила. Просто на время замаскировалась риторикой «социального государства». По сути же олигархическая структура общества не изменилась: миллиардеры по-прежнему богатеют за счет эксплуатации национального достояния и бедняков.
Нельзя сказать, что словесная маскировка совсем уж отброшена. На высшем государственном уровне президент и премьер продолжают говорить о борьбе с бедностью, о помощи многодетным семьям и пенсионерам. И даже о неких социальных прорывах и достижениях.
А вот в регионах неприглядная правда жизни неизбежно проявляет себя. В том числе и подобными высказываниями представителей местных «элит». Круглый стол в Кургане вообще получился показательным. Ведущий мероприятия призвал его участников выступать «открыто, честно, спокойно, не стесняясь». Они (не только Елена Яковлева, которой, отметим, никто из чиновников не возразил) и не стеснялись. Зато получилось действительно честно: можно представить и как живут рядовые граждане в Курганской области, и как относятся к ним чиновники.
Живут, прямо скажем, не очень. Около 20% населения – за чертой бедности: их среднедушевой доход ниже 10 тыс. рублей. Ничего себе «опухоль» в 200 тыс. человек, которую, по логике яковлевых, надо вырезать!
Как сообщила руководитель управления социальной защиты населения Вера Демина, на социальную поддержку ежегодно область выделяет 4,5 млрд рублей. Это очень обременительно для регионального бюджета. Да только от бедности не спасает…
Отмена льгот и пособий по безработице, вероятно, как-то разгрузит расходные статьи бюджета (не сокращать же расходы, например, на содержание чиновничьего аппарата). Но что, в конце концов, делать с этими голодранцами, которые не в состоянии обеспечить себе средства на пропитание?
Директор департамента экономического развития Курганской области Светлана Афанасьева полагает, что неплохо бы привлечь временно нетрудоустроенных к общественным работам. Впрочем, еды у них от этого не прибавится. По словам Афанасьевой, работодатели их, конечно, возьмут, но денег на зарплату все равно нет.
Да и что такое пресловутый МРОТ в 10 тыс. рублей? Прожить на него невозможно. Только и повысить нельзя, как объяснил и.о. начальника главного управления по труду и занятости Курганской области Игорь Ксенофонтов. Ведь тогда придется пропорционально повышать зарплаты всем категориям работников. Но на это денег нет. Потому ограничиваются лишь доплатами тем, кто до МРОТа не дотягивает. Получается, как выразился Ксенофонтов, что «вагон бьет в локомотив». То есть в районе МРОТ получают не только малоквалифицированные работники, но и люди со специальностью, опытом, высшим образованием, которым зарплату не повышают годами.
Если вагон бьет в локомотив, это самая настоящая катастрофа, чреватая большими человеческими жертвами. Свидетельство наступающей (или уже наступившей) катастрофы – признания на курганском круглом столе социолога Нины Мороз: «Из-за нищеты, отсутствия достойных зарплат люди перестают стремиться к чистоте и порядку. У них уходит вера в себя, стремление к труду. У людей происходит угасание. Единственное, что спасает молодых курганцев, – это желание уехать».
Еще хуже обстоят дела у пожилых. У них нет даже гипотетической возможности вырваться из замкнутого круга нищеты. Разоблачающие данные привела заместитель управляющего курганским областным отделением Пенсионного фонда Галина Уткина. Вряд ли чиновница хотела кого-то разоблачить, тем более руководителей страны, уверяющих, что повышение пенсионного возраста приведет к росту благосостояния пожилых людей. Но по факту она просто опрокинула эту аргументацию. По ее словам, 36% пенсионеров области получают сейчас пенсию 13 тыс. рублей. Но чем больше пенсионеров, чей трудовой стаж пришелся на 90-е и начало 2000-х, тем ниже выплаты: «Размер пенсии уже сейчас составил 10 тыс. 600 рублей. В дальнейшем она станет еще меньше. На сегодня самая низкая пенсия в Курганской области составляет 6 тыс. 900 рублей».
Причина проста. Люди не могут подтвердить свой стаж. Многие (и их будет еще больше), достигнув пенсионного возраста, не получают вообще ничего: у них нет необходимых для этого пенсионных баллов. И вовсе не потому, что они тунеядствовали и пьянствовали. Когда «реформаторы» и «приватизаторы» в 90-х в одночасье остановили десятки тысяч предприятий, когда зарплату не получали годами, у миллионов еще недавно советских граждан и впрямь перспективы были «по Яковлевой». Если не найдешь средств к существованию, ты и твои дети умрут с голоду. Инженерам, рабочим, колхозникам пришлось «переквалифицироваться» в челночники, вкалывать без оформления каких-либо документов на расплодившихся «кооператоров», батрачить на сегодняшних хозяев жизни. Неудивительно, что смертность в те годы была запредельная. А те, кто все-таки дожил до преклонных лет, оказались у разбитого корыта: доказать факт своей трудовой деятельности невозможно. «Эффективные собственники» никогда не были озабочены трудовым законодательством и правами трудящихся.
Очевидно, такая ситуация далеко не только в Курганской области. Так что еще недавно безвестная преподавательница тамошнего колледжа, взбудоражившая общественное мнение, просто констатировала факт. Не по Конституции, а по реальному положению дел Россия – антисоциальное государство, где смерть от бедности отнюдь не ушла в исторические предания. Вот только ни к развитию, ни к процветанию (личному и общественному) такая перспектива отнюдь не стимулирует.