У пострадавшего, которого в краевой ожоговый центр Читы 14 апреля доставил борт санавиации, было обожжено 40 процентов тела. Пострадавший скончался 19 апреля, но информация на сайте регионального минздрава об этом появилась только 25-го числа.
«Врачи сделали все возможное, однако спасти пациента не удалось», – прокомментировали в ведомстве.
По данным на 25 апреля, число получивших ожоги и травмы в Забайкалье выросло до 36 человек. Ранее было известно о восьми пострадавших, поступивших в ожоговый центр с поражениями от 10 до 50 процентов кожных покровов. В пресс-службе медучреждения отметили, что они получают всю необходимую медицинскую помощь.
«Двое, которые в настоящий момент находятся в отделении реанимации, были прооперированы. За ними ведется наблюдение. В дальнейшем будет осуществляться поэтапное восстановление кожных покровов», – сказано в сообщении. Еще шесть пациентов находятся в общих палатах в удовлетворительном состоянии.
Пожары в регионе начались 19 апреля и из-за шквалистого ветра быстро перекинулись на населенные пункты. В эпицентре оказались сразу пять районов: Борзинский, Ононский, Александрово-Заводской, Болейский и Краснокаменский. В течение недели сгорело более 150 жилых домов, некоторые села уничтожены полностью, из 141 пострадавшей животноводческой стоянки от 30 остались только пепелища. В огне погибло 12 тысяч домашних животных. С пожарищ поступают страшные кадры: обгоревшие, ослепшие от огня лошади, обугленные трупы овец. Погибших домашних животных приходится спешно захоранивать, чтобы не допустить возникновения эпидемий. Местные жители рассказывают, что кроме домашних, в огне погибло и большое количество диких животных, включая занесенных в Красную книгу антилоп-дзерен в заповедниках, несчастные животные сгорали целыми стадами.
По последним данным ущерб, нанесенный региону, уже оценивается в миллиард рублей. Ситуация с тушением усугубляется катастрофически малым числом местных пожарных расчетов: люди рассказывают, что их годами недофинансировали, также, как и лесную охрану. И это при огромных площадях территории с крайне малой плотностью населения. Ситуация, когда от райцентра, где есть пожарная машина, до сгоревшей деревни больше часа езды, здесь вполне типична. Еще одним отягчающим обстоятельством выступило отсутствие во многих населенных пунктах связи.
Масштаб произошедшей катастрофы подчеркнул приезд в Забайкалье президента РФ Владимира Путина, который по пути во Владивосток перед встречей с председателем КНДР Ким Чен Ыном сделал в Чите остановку для проведения совещания. Министров и врио губернатора региона Владимира Осипова президент принял прямо в аэропорту, потребовав составить план восстановления сгоревшего жилья:
«Сейчас с губернатором разговаривали; сказал, что до 10 мая такой план будет подготовлен. После этого соберемся у меня, в Москве. Я хочу, чтобы вы мне этот план доложили. И в сентябре приеду еще раз, посмотрю, как реализуется».
Еще одним распоряжением Владимира Путина стало решить вопрос с компенсациями за погибших в пожаре животных:
«Сразу вам говорю: нужно помочь людям и заплатить за эту потерю».
По информации пресс-службы Забайкальского края, Минсельхоз России полностью компенсирует аграриям Забайкалья утрату скота во время пожаров. Об этом во время своего визита в край сообщил полпред президента, вице-премьер правительства Юрий Трутнев:
«Речь идет не о льготных кредитах, а о возмещении ущерба. То есть фермеры просто получат деньги за погибший скот».
Несмотря на то, что, по словам Юрия Трутнева, уже проведена предварительная работа и сверены цифры, пока размеры выплат людям озвучены не были.
Во время совещания президент также отметил плохую работу властей по информированию населения:
«Когда я слышу, что в таких пожарах люди сами виноваты, не могу с этим согласиться. Конечно, есть конкретные люди, кто совершает такие действия, это понятно, но это говорит о том, что мы плохо работаем по информированию людей о том, к чему могут привести такие действия», – отметил Путин.
К сожалению, времени для подробного анализа ситуации оказалось явно недостаточно – совещание продлилось всего полтора часа, и на момент проведения четкого плана дальнейших действий никто из участников разработать не успел.
Что касается обеспечения жильем, 39 пострадавших от пожаров разместились в двух пунктах временного размещения, остальных приняли родственники. Врио губернатора Забайкальского края Александр Осипов на совещании с президентом РФ Владимиром Путиным пообещал завершить строительство домов для погорельцев 15 октября. К этой же дате местные власти обещают восстановить мост, а очистку и рекультивацию сгоревших территорий осуществить до 1 июля.
Пострадавшие от пожаров уже начали получать выплаты, но пока речь идет только о единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей, эту сумму уже получили 350 человек. Всего на материальную помощь из резервного фонда было выделено 5,460 миллиона рублей. Между тем размер матпомощи вызвал острое обсуждение и осуждение на просторах интернета: погорельцам, частично потерявшим имущество, пообещали выплатить по 50 тысяч рублей, а тем, кто лишился собственности полностью, по 100 тысяч. Люди возмущаются, что вместо реальной помощи государство занимается профанацией, так как даже на максимальную сумму в 100 000 невозможно приобрести все необходимое для жизни – одежду, мебель, бытовую технику. А ведь большинство пострадавших остались буквально без всего. Пока погорельцам помогают общественные организации, КПРФ, церковь и другие добровольцы. Сразу несколько магазинов края стали местом сбора продуктов питания для пострадавших от пожаров, в списке – крупы, сахар, соль, масло, чай, консервы, стандартный набор, который, тем не менее, дарит людям надежду в добро. Однодневные заработки в помощь пострадавшим решили перечислить сотрудники министерства труда и социальной защиты населения края. Все это только подчеркивает: не привыкшие полагаться на милость государства, российские люди готовы в критический момент подставить плечо друг другу.