На высоте около двух километров экипаж подал сигнал бедствия из-за попадания молнии, отказа радиосвязи и другой электроники. Самолет пошел на экстренную посадку с полными баками топлива и с отказавшими системами автоматического управления. В воздухе он провел менее 30 минут.
При аварийной жесткой посадке самолет ударился о взлетную полосу сначала шасси, затем хвостом, что привело к пожару. После остановки пассажиры и члены экипажа покидали самолет по надувным трапам.
В результате авиакатастрофы погиб 41 человек, выжили 37 человек, четверо из них – члены экипажа. В больницах находятся шесть пострадавших в катастрофе.
Расследованием обстоятельств ЧП занимается центральный аппарат Следственного комитета России. Среди версий произошедшего рассматриваются недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, проводивших технический осмотр борта; неисправность воздушного судна; неблагоприятные метеоусловия.
Найдены оба бортовых самописца (речевой и параметрический). По словам экспертов, состояние черных ящиков – приемлемое для работы с ними. Специалисты МАК уже приступили к расшифровке.
В авиакатастрофе в московском аэропорту Шереметьево погибли 26 пассажиров из Мурманской области, из них двое – дети.
В регионе объявлен трехдневный траур по погибшим в авиакатастрофе, приспущены флаги на всех государственных учреждениях. Отменены все развлекательные мероприятия. Северяне несут цветы, венки и детские игрушки к стихийным мемориалам, скорбят вместе с родственниками и близкими погибших.
Власти Мурманской области организуют церемонию прощания с жителями региона, погибшими при аварийной посадке в Шереметьеве.
«Вопрос доставки тел погибших решается с их родственниками индивидуально – есть семьи, которые просят организовать похороны в других регионах», – об этом сообщил ТАСС врио губернатора Мурманской области Андрей Чибис. Глава региона добавил, что на лечении в Москве находятся двое пострадавших жителей Мурманской области.
Всего же из 37 спасшихся человек в больницах остаются 9 пострадавших. Четверо доставлены в НИИ Вишневского. Двое в тяжелом состоянии, еще двое – в состоянии средней тяжести. Еще четыре человека, один из которых в тяжелом состоянии, госпитализированы в НИИ Склифосовского. Один человек доставлен в медцентр Федерального медико-биологического агентства.
«Аэрофлот» намерен выплатить семьям погибших в катастрофе в Шереметьеве по 5 млн руб.», – заявил глава Минтранса РФ Евгений Дитрих.
Выплаты семьям погибших и пострадавшим будут организованы из трех источников. Одним из них будет страховая компания «АльфаСтрахование». Компания предоставит список документов, который передадут на горячую линию, а также разместят на сайте компании. «Всю необходимую помощь по предоставлению документов пострадавшим, которые находятся в лечебных учреждениях, Минздрав окажет», – добавил Дитрих.
Второй тип выплат предоставят регионы. От Московской области семьям погибших жителей будут выплаты в размере 2 млн, пострадавшим по 500 тыс.
«Правительство Мурманской области выплатит по 1 млн рублей семьям погибших и по 500 тыс. пострадавшим. Кроме того, у нас есть жители других регионов России, сегодня вечером Министерство труда и социальной защиты направит губернаторам соответствующих регионов необходимые запросы», – добавил Дитрих.
***
Самолет SSJ-100 – первый пассажирский лайнер, разработанный в новейшей истории России. Ближнемагистральный узкофюзеляжный самолет был создан в середине 2000-х годов, его вместимость – от 98 до 103 кресел. Коммерческая эксплуатация началась в 2011 году.
Разработка SSJ-100, по официальным данным, обошлась ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) в $2 млрд. Именно эту сумму называл глава Минпромторга Денис Мантуров.
В два с половиной раза больше средств было вложено в производство лайнеров. Едва ли проект с такими затратами выглядит окупаемым, скорее он создавался как имиджевая история для возвращения России статуса авиапромышленной державы. Однако еще в 2012 году Счетная палата отмечала, что у ГСС нет достаточного количества денег для серийного производства самолетов Sukhoi SuperJet 100.
С 2003 по 2010 год правительство направило на строительство SSJ-100 около 16,9 млрд рублей. Частные компании вложили в авиационный проект 27,1 млрд рублей, из внебюджетных источников на SuperJet пошло 800 млн рублей. Однако после получения ГСС в 2011 году сертификата летной годности финансирование проекта прекратилось. ГСС опровергли тогда проблемы с финансированием и активизировали проект.
Весной 2017 года Министерство транспорта РФ подвело предварительные итоги эксплуатации SSJ. В прессе тогда появились утверждения, что средний суточный налет эксплуатируемых в России машин из-за проблем с поставкой запчастей меньше, чем у иностранных конкурентов.
***
В октябре прошлого года самолет Sukhoi Superjet-100 авиакомпании «Якутия», выполнявший рейс из Улан-Удэ, после приземления выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. У лайнера подломились стойки шасси. В компании-разработчике самолета тогда заявили, что происшествие вызвано внешними факторами. Впрочем, для авиакомпании «Якутия» это заявление было малоутешительным. С тех пор как перевозчик стал эксплуатировать «суперджеты», хлопот у него значительно прибавилось.
«Из-за низкой исправности SSJ-100 «Якутия» фактически провалила лето», – заявил директор по флоту авиакомпании Иван Винокуров. По словам технического директора «Якутии» Александра Зинкова, было выявлено 33 случая, когда двигатели выходили из строя из-за конструкторских недостатков камеры сгорания.
В первом полугодии 2018 года пассажиропоток «Якутии» упал на 2,7%, а летом рейсы регулярно задерживались. По предписанию Росавиации компания также была вынуждена на 10% снизить свою чартерную программу.
О проблемах SSJ-100 говорили и другие эксплуатанты.
Так, еще в прошлом году Би-би-си со ссылкой на внутреннюю документацию одного из перевозчиков сообщала, что эксплуатант считает SSJ-100 наименее безопасными лайнерами в своем флоте.
У отечественного самолета есть проблемы с управлением механизации крыла, не всегда корректно работает шасси, случаются перебои в работе системы ГЛОНАСС.
В ноябре 2018 года авиакомпания Brussels Airlines отказалась от самолетов Sukhoi Superjet 100 по причине частых отказов и отсутствия перевода ряда руководств по эксплуатации с русского языка.
В феврале стало известно, что единственный европейский эксплуатант SSJ-100 ирландская CityJet прекращает лизинг российских самолетов. Причина – частые поломки лайнеров.
Неоднократно возникали скандалы и со стороны латиноамериканских пользователей «суперджета», например, мексиканской Interjet, которая сталкивалась и с поломками, и с нехваткой деталей, и с прочими «прелестями» нового проекта. Bloomberg в прошлом году писал о том, что четыре из 22 авиалайнеров SSJ-100 в парке мексиканского перевозчика не летают, поскольку их используют как источник запасных частей для других самолетов. «Каннибализацию» позже отвергли и ГСС, и сам перевозчик, однако осадок остался. А слухи о том, что Interjet может отказаться от «суперджетов», возникают до сих пор.
Отраслевые эксперты неоднократно обращали внимание, что главная проблема SSJ-100 – это постпродажное обслуживание. Кроме того, у самолетов такого типа рынок довольно узкий, у производителей были проблемы с серийным производством деталей и поставкой комплектующих даже внутри страны.
Объективно Sukhoi Superjet 100 – лучшее, что на сегодняшний день получилось у отечественного авиапрома, но по мировым меркам это неудачный самолет.
***
Опубликованы первые предварительные данные по расследованию авиакатастрофы Согласно информации, которую зафиксировал один из бортовых самописцев, в воздушное судно действительно ударила молния. Также подтвердились данные об отказе бортовых электронных систем.
Кроме того, в ходе расследования удалось установить, что лайнер совершил жесткую посадку, о чем свидетельствуют крайне резкие изменения по высоте и скорости. «У пилотов не было шансов при таких значениях посадить самолет без повреждений», – говорится в сообщении.
Отмечается, что других предпосылок – кроме отказа бортовой электроники – для экстренной посадки обнаружено не было. «То есть КВС [капитан воздушного судна] мог запросить эшелон и летать до полной или частичной выработки топлива на ручном управлении», – указано в записи.
По данным канала, основной версией произошедшего на данный момент является ошибка пилота.
Ранее была названа предварительная причина возгорания лайнера. По данным источника «Интерфакса», пожар на борту начался после того, как в левый бак самолета попал посторонний предмет. Это, в свою очередь, спровоцировало выброс топлива.
***
Предварительный анализ схемы рассадки пассажиров показал, что почти все погибшие пассажиры сидели дальше 10 ряда.
Выяснилось, что те, кто сидел на местах во втором и третьем ряду, выжили и почти не пострадали. Четвертый и пятый ряды были пусты.
Все пассажиры, сидевшие на местах с шестого ряда по восьмой, также выжили, у некоторых из них травмы. Из летевших в девятом ряду есть один погибший. В десятом все пятеро пассажиров выжили, они пострадали.
Из 42 пассажиров, сидевших с 11-го по 19 ряд, выжить удалось только шестерым — трое из них летели на местах в 12 ряду, а также по одному в 13-м, 15-м и 18-м. Таким образом, непосредственно из хвостовой части самолета, которая загорелась после посадки, спастись удалось только двум пассажирам.
[img=-9958]
К фото:
Пассажир сгоревшего «Суперджета» Дмитрий Хлебушкин вышел к журналистам в Шереметьеве и подтвердил, что в самолет ударила молния – по его словам, он видел вспышку белого цвета. Самого Хлебушкина, по его словам, спасла бортпроводница.
Хлебушкин продемонстрировал журналистам свой посадочный талон.
Пассажир жаловался на усталость и говорил неохотно, но особо отметил, что недоволен отношением «Аэрофлота» к пассажирам с аварийного рейса.
Русская служба Би-би-си