Мы в государственной комиссии на кафедре журналистики можем и злободневный вопрос задать: «Вот на прямой линии президента прозвучала проблема…» Нынешняя прямая линия – мечта двоечника: на все даны ясные, как день, и элементарные ответы. Зарплаты? – надо повышать. Медицина? – надо ликвидировать нехватку врачей. Ветхое жилье? – надо расселять. Даже что делать на украинском направлении ясно: просто подождать.
Лафа… А о сложнейших проблемах, о провальной роли самих СМИ почти и не говорилось. Неужели никто не задал вопрос о школе, о губительном ЕГЭ, о Болонской навязанной системе, от которой отказались в самой Болонье, об отстающем высшем образовании (достижение – МГУ на 84-м месте среди университетов мира)? Путин обмолвился: «Мы должны, как вы правильно сказали, учитывать все-таки особенности нашей страны. Я люблю Германию, но вы знаете известное выражение: там, где русскому хорошо, немцу может быть смерть…» Да, не все можно слепо перенимать, но Германия перешла, по сути, на бесплатное высшее образование… Я поинтересовался недавно в том же Бохумском университете, который третий год ведет свободный набор, отбирая самых способных. Кстати, у нас с 1 сентября плата за обучение в вузах снова резко увеличивается – до полутора раз и выше. Неужели никто из молодежи, из нищающих родителей, из государственных мужей не думает о завтрашнем дне детей и России? Не верится…
В общей сложности глава государства общался с гражданами 4 часа 8 минут, что на 12 минут меньше, чем в прошлом году. На этот раз Владимир Путин ответил на 81 вопрос от граждан. Поступило более 2 млн обращений. Сам президент дал мини-анализ: «В ходе текущей работы более или менее понятно, даже не более или менее, а понятно, что людей волнует. Но когда идет подготовка к прямой линии, тогда, конечно, становятся более очевидными некоторые вещи, которые для людей являются особенно важными и острыми на данный момент времени. Сейчас – это не секрет тоже никакой, никакого секрета не открою – прежде всего уровень жизни, уровень доходов, здравоохранение. И потом вот эта тема, которая сейчас только что, я услышал, это работа с отходами, с мусором и так далее. Вот эти в основном. ЖКХ…»
Да, именно эти проблемы, которые напрочь отсутствуют в аналитических ток-шоу и проблемных репортажах на федеральных телеканалах. А еще – проблемы национальной политики и миграции (всю Россию всколыхнули убийства армянами и таджиками спецназовца и борца, вступившихся за беременных женщин, драка с цыганами в Чемодановке… Ни словечка, а главное – не намечена программа действий, не прокомментирована безумная миграционная политика.
Владимир Путин в ходе прямой линии ответил на вопрос о том, бывает ли ему стыдно. Этот вопрос задали ведущие в самом конце. Похоже, сценарием определено. Президент рассказал историю о том, как давным-давно посещал один из регионов, и к нему в непогоду подошла пожилая женщина, упала в слякоть на колени и передала записку с просьбой… «Я сказал, что обязательно посмотрю. Забрал, отдал помощникам, и ее потеряли. Никогда этого не забуду, мне и сейчас стыдно», – сказал Путин. Голос президента дрожал, когда он это рассказывал. Переживания – понятны, но меня, например, больше волнует, что на Госсовете в Астрахани Путин дал прямое указание подготовить закон о российской нации. Где он, что сделали его помощники – тоже «потеряли»? Меня волнует, что много лет обсуждаются закон о культуре и закон о творческих союзах, даже Шнура привлекли к обсуждению в Госдуме – и ничего. Вообще, самый главный и давний помощник – Дмитрий Медведев. Он, видимо, столько «записок Путина» потерял за нескончаемый срок, что перечислить – места в газете не хватит.
Даже критики этих прямых линий отмечают, что сам Путин, бесспорно, молодец: умеет с доверительной интонацией ответить на любой вопрос. Но что говорит о построенном им же государстве сама ситуация, когда руководитель 146-миллионной страны вынужден в ручном режиме и в прямом эфире разруливать жалобы граждан на необустроенные дворы, задержки зарплат и отсутствие водопровода в селе в отдаленной области?.. Он, конечно, держит себя в руках, может быть, опускает нецензурные слова о коррупционерах и взяточниках, но никак не реагирует на проговорки многочисленных российских чиновников, которые регулярно в последнее время становятся героями громких медийных скандалов из-за своих глупых, презрительных по отношению к народу высказываний. Вообще странно, что в век информационных технологий нет общедоступных государственных сайтов с мониторингом ветхого жилья, смертельно опасных дорог, закрываемых медицинских учреждений. Ау, правительство и АП – зачем Путину по каждому частному случаю дозваниваться – для пиара? Им так легче править миллионами: одному оказана милость, пусть все надеются.
Что активно не понравилось? На каждой прямой линии и пресс-конференции Путин бросает камень в огород советского прошлого, но пусть помнит, как говаривал уроженец Львова поляк Ежи Лец: «Все камни, брошенные в мой огород, я храню за пазухой». Тут Путин не чувствует умонастроений не только тех, кто помнит все лучшее из прошлого, но и молодежи, которая оборачивается на пример СССР, видя творящееся вокруг. Президент России оценил и возможность возвращения к Советскому Союзу. Владимир Путин признался, что считает маловероятным воссоздание не только СССР, но и социалистического уклада. В то же время глава государства не исключил, что в результате выборов страной может управлять любая политическая партия, в том числе и социалисты. Ну, спасибо, что хоть от мировой тенденции к полевению не открестился! Или: «Говорили в советское время, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. Что такое «нынешнее поколение», никому не было понятно. Потом объявили, что вместо коммунизма в Москве провели Олимпийские игры в 1980 году…» В огороде бузина, в Киеве – Зеленский…
Самый запомнившийся вопрос-ответ – зачем-то оставили странный вопрос: «Куда делся народ чудь?» Российский лидер высказал мнение, что этот народ ассимилировался, оставшись частью культурного кода. Ответ неправильный.
«Чудь начудила, да меря намерила» – писал Блок о старых обобщающих названиях разных этносов. Это как кавказские народы – кавказцы. Ведь в царской России «чудскими народами» называли людей из числа финно-угров, которые, в частности, проживали в Санкт-Петербурге и окрестностях: это ижора, водь, ливы, карелы, их еще называли «чухна», «чухонцы» («приют убогого чухонца» – Пушкин). В XIX веке чудью уничижительно называли саамов и вепсов, но при советской власти, столь нелюбимой Путиным, была возрождена культура и даже литература вепсов, я писал о Рюрике Лонине из карельского села Шелтозеро. То же относится и к саамам, мы приняли в Союз писателей СССР саамскую поэтессу Октябрину Воронову. Учиться надо той культурной политике, а не подначивать на каждой прямой линии, как и в этот раз: «При Брежневе такого не было… да, при Брежневе не было, было много другого, что в конечном итоге привело к распаду Советского Союза».
Следя за вопросами онлайн Путин признался: «Прежде отвечу на вопрос, который там увидел: «Вы больше москвич или россиянин?» Я – петербуржец. Родился в Петербурге, и это моя малая Родина. Это тоже о чем-то, считаю, говорит». Да, говорит, но попутно замечу, что в России умирают десятки древних малых городов и сотни сел и деревень – чьих-то малых родин. Что с ними будет? Какова концепция градостроительная, демографическая, социальная по удержанию и развитию наших необозримых просторов? Вообще, куда идет Россия? На многие жгучие вопросы президент, увы, не ответил.