АМБИЦИИ на ТОРМОЗАХ

По нашей Оренбургской области этого не скажешь. За два десятилетия капитализма среднегодовой сбор зерна в два с лишним раза ниже, чем за такой же период социализма. Учтены ли климатические условия? В нынешнем году, например, крайне неблагоприятная погода еще больше подрубает все отрасли.
В связи с «прямой линией» уместно напомнить и о животноводстве, о чем будто нет ни у кого никаких вопросов. Но, как и повсюду, в Оренбургской области продолжается его безостановочное уничтожение, в деревнях и селах ликвидируются остатки круглогодичной занятости и полнокровной жизни населения. 
За истекшие пять месяцев по сравнению с таким же сроком прошлого года поголовье крупного рогатого скота сократили на 3,6 процента, свиней – на 5,5, овец и коз – на 2,7 процента. Всё катится к тому, что гиблая погода заставит ради денег еще увеличить забой сбереженного скота. А и без того в области уцелело куда меньше третьей части крупного рогатого скота, доставшегося от советского времени. Это характерно для многих регионов страны.
Немногочисленные крупные товарные предприятия из бывших колхозов и совхозов стараются сохранить все отрасли производства и основы жизни трудовых коллективов. При нынешней политике всё сложнее создать условия для привлечения молодежи в сельское хозяйство. И в первую очередь речь идет о жилье. 
На «прямой линии» коснулись этого вопроса для привлечения врача на село. А нужна такая забота и о многих их пациентах – тружениках полей и ферм. Болит голова о них. И потому накануне вдохновил Медведев своим заявлением на совещании в правительстве о том, что «есть амбициозная задача – к 2024 году не менее 5 миллионов семей должны ежегодно улучшать жилищные условия».
Поневоле загоришься, вот бы такая «амбиция» распространялась и на тружеников села. Чтоб экономические условия вернули былые возможности колхозов и совхозов по социальному строительству к созданию «агрогородков», как это делается в Белоруссии. Но приходится уж мечтать, чтоб хоть не мешали. 
Посмотрите, какие порядки царят у нас в Оренбургском районе, под боком областной власти.
В поселке Береговом – отделении  нашего колхоза имени Ю.А. Гагарина, живут Матаюповы Кайрат – водитель КамАЗа, Азамат тракторист-комбайнер, хорошо работают. Кайрат весной женился и вдруг собрался увольняться. Спрашиваю, что случилось. Говорит, в небольшом родительском доме стало очень тесно. Решил уехать в город, буду снимать квартиру. 
Конечно, люди жить должны в достойных условиях. Попросил Кайрата остаться, не уезжать, пообещав решить проблему с жильем. В Береговом с 90-х годов, с момента гибели Советской власти, стоит наш недостроенный из-за недостатка средств двухквартирный дом. Тогда шло массовое строительство бесплатного жилья, но начались лихие времена, дом не достроили. Теперь решили за счет колхоза достроить для молодых семей. При добросовестном отношении к труду через пять лет передать жилье им в собственность. 
Кайрат остался работать в колхозе. А у нашего хозяйства возникают бюрократические вопросы, не решишь их – не подключат газ, электроэнергию, да и не ровен час заставят снести. Дом строился на земле, которая была в собственности совхоза. У нас свидетельство, выданное в начале ельцинской земельной реформы. 
Всё мы собрали и сдали в отдел архитектуры Оренбургского района. Я просил главу администрации В.Н. Шмарина помочь без волокиты оформить. Примерно через месяц прислали ответ – отказать в регистрации земельного участка. Я не удивился. Два года назад была такая же история. Здесь же, в Береговом, пустовала контора отделения совхоза. Фактически двухквартирный дом. Мы в него поселили две молодых семьи, механизатора Биктасова Бауржана и семью Бекеновой Рамили. И тут начались хождения по кабинетам, потратили почти два года и немалые деньги, лишь через суд удалось оформить документы, но газ до сих пор подключить не могут, хотя газопровод буквально в десяти метрах от стены дома, теперь тянут волокиту газовики. 
И на сей раз наталкиваемся на открытый чиновничий саботаж. Обращаюсь снова к В.Н. Шмарину, его заместителю В.А. Гаврилову, приезжал на прием в администрацию, предъявлял все документы. Видел прямо-таки демонстративное безразличие. Придется вновь идти в суд – еще дело затянется на полгода. Потом процедуру оформления начинать сначала, если ни к чему не придерутся, еще минимум месяц, два, мимо них не проскочишь.
Мы почти закончили стройку, но не можем подключить газ, электроэнергию без высочайшего разрешения. Скорее всего, в зиму дом останется пустым, а люди будут тесниться в родительском доме.
В то же время из земли общего пользования вокруг населенных пунктов для нужд жителей, по ельцинскому указу каждый имеет право один гектар выделить для себя. Некоторые жители этим правом воспользовались в 90-е годы. Решал эти вопросы, как и предписывал закон, Караванный сельсовет голосованием депутатов. Эти земли более 2,5 тысячи гектаров в собственности сельсовета, но распоряжался он ими недолго. 
Полномочия по распоряжению землей район забрал себе. Теперь районные чиновники решают, кому ее продать, сдают в аренду и т.д. В прошлом году отдали фермеру под сенокосы в аренду, не спрашивая местную власть, депутатов, жителей села, в итоге у нас выпасы сократились на 300 гектаров. Заместитель главы администрации П.Л. Шерстюк этим командует, говорю, вы что делаете? Развел руками, дескать, не имею права отказать.
В этом году узнаю, и скотопрогон 90 гектаров отдали индивидуальному лицу без всяких торгов, опять не спросив ни у жителей, ни депутатов. А мы теперь не можем скот прогнать на пастбища, т.к. они за этим участком.
Сейчас еще одна дама написала заявление, на 40 гектаров. Народ возмущается, лет 10 назад у учебно-опытного хозяйства Оренбургского аграрного университета разбазарили землю вокруг животноводческой фермы. В итоге ликвидировали элитное стадо коров из-за того, что невозможно было выгнать скот на пастбище, вокруг частная собственность. 
Итак, крохотный участок 25 соток под построенный жилой дом вынуждают узаконить через суд и чиновничью волокиту. А с другой стороны – барская раздача десятками и сотнями гектаров земель, являющихся по указу Ельцина собственностью жителей Караванного сельсовета. Это нарушает давно сложившийся уклад жизни селян, вызывает законное недовольство и гнев населения.
А тут вечером смотрю новости по телевизору, Медведев заявляет об амбициозной задаче по строительству жилья для миллионов, в том числе за счет средств бизнеса. Меня это так возмутило. Говорят о великих делах, а чтоб получить разрешение на окончание строительства кооперативного дома, начатого еще 30 лет назад, надо полгода и денег кучу затратить, через суд доказывать всё, что не нуждается в доказательствах. 
В.В. Путин на «прямой линии» говорил, что местная власть должна заниматься строительством жилья. Хоть не препятствуйте. К нам недавно приехал еще один молодой механизатор с семьей, хотим на следующий год ему построить дом. И опять многодневная волокита, торги, за участок придется платить. Добиваться всевозможных разрешений в районной администрации, а по закону это вопросы сельского совета. Решать амбициозные задачи на тормозах – видим, как это получается. 
На селе уверены, надо бесплатно, без волокиты отдавать землю под строительство жилья тем, кто живет на ней, как жили их отцы и деды, кто хочет работать механизаторами, животноводами, врачами, учителями. И поклонитесь им за это в пояс.
Вот такие для села нужны национальные программы, проекты и амбициозные задачи.

Другие материалы номера