Сибирская стойкость

Разливом рек повреждено 13 мостов, ограничено движение по федеральной автотрассе «Сибирь». Ущерб сельскому хозяйству области нанесен на 300 млн рублей, дорогам – на 800 млн. А во что обойдется обеспечение людей жильем, их обустройство, это еще предстоит оценить. 

Паводок пришел неожиданно. Шли проливные дожди. Но никто, даже метеорологи, не ожидали, что переполнятся реки – Уда, Ия, Ока, Бирюса, Белая, Иркут. Но произошло непредвиденное. Реки стали одна за другой выходить из берегов. 
25 июня в них резко повысился уровень. Вода стала заливать населенные пункты. Режим повышенной готовности был введен в Нижнеудинском и Черемховском районах, срочно был эвакуирован детский лагерь «Заря», расположенный на берегу Уды. Тогда же из-за повышения уровня воды в реке Белой подтопило четыре приусадебных участка в селе Новостройка, участок автодороги, соединяющий населенные пункты Инга, Чернушка, Чернушка-2 с районным центром. Синоптики предупредили, что уровень воды в реках резко поднимается.
Губернатор Сергей Левченко начал действовать без промедления. В Черемховский район были направлены спасатели с вертолетом Ми-8. Пристально отслеживалась ситуация в районах близ рек.  
26 июня стихия набрала силу. Из берегов вышла Бирюса, подтопив поселок Сереброво в Тайшетском районе. Часть жителей были расселены по родственникам, подготовлен пункт временного размещения в поселке Соляная. А вода все прибывала. Возникла угроза затопления не только Сереброво, но и поселка Соляная. В районе вводится режим ЧС, в муниципалитет направляется аэромобильная группировка ГУ МЧС России по Иркутской области. Все подготовлено для эвакуации жителей в безопасные населенные пункты. 
К концу дня МЧС сообщило об угрозе подтопления пяти районов Иркутской области – Нижнеудинского, Тулунского, Зиминского, Шелеховского, Тайшетского. В реках рос уровень воды. В Тайшетский и Нижнеудинский районы вылетел вертолет Ми-8 МЧС с аэромобильной группой для мониторинга ситуации на реках. Уда переполнилась на 375 сантиметров, что превысило критический уровень. В городе отключили водозаборы и электроснабжение. К работе приступили 75 спасателей, оснащенных 12 единицами техники и тремя плавсредствами. Реки между тем переполнялись и выходили из берегов, заливая поселки, дороги. 
Подтопленными оказались отдельные участки автомобильных дорог, в основном муниципального значения: Тайшет – Шелехово – Талая – Сереброво, Голуметь – Новостройка, Нижняя Иреть – Тальники – Тунгуска. В Нижнеудинском районе вода подступила уже к 600 домам с 1,2 тыс. жителей, в том числе с 400 детьми. МЧС по Иркутской области переводится в режим повышенной готовности полным составом сил. 
27 июня стало еще более драматичным. К этому времени шесть населенных пунктов были практически затоплены – город Нижнеудинск, поселки Шумский, Сереброво, Соляная, Талая в Тайшетском районе. Силами МЧС доставлялись люди из затопленных домов в пункт временного размещения в Нижнеудинске. В Алыгджер вылетел вертолет МЧС России из Красноярска. После проливных дождей сошел ледник на поселок, и он полностью ушел под воду. Алыгджер примечателен тем, что его, наряду с русскими, населяют тофы – самый малочисленный народ Восточной Сибири. Все жители поселка спасены, экстренным бортом эвакуированы женщины и дети. Но погиб фермерский скот, а это большой урон для людей.     
В этот день губернатор Левченко объявил режим ЧС во всех районах, охваченных паводком. В муниципалитетах стали наращивать группировку спасателей для проведения аварийно-спасательных работ.
28–30 июня ситуация ухудшилась… Проливные дожди, сильный ветер, реки вышли из берегов в 5 районах области. Уровень воды на реке Ие поднялся до 10,5 метра при критических 7 метрах. Чуть позже она поднимется до 14 метров. Никогда такого не было. Местная дамба не выдержала и вода бурным потоком хлынула в Тулунский район, залила улицы райцентра Тулун, который оказался под угрозой затопления. Жилые дома, залитые по самые крыши водой, отрывало от фундамента и уносило по течению. Картина удручающая. Плыли строения, мебель, скот… Стихия оставляла народ безо всего. 
Не обошлось без жертв. В поселке Евдокимовском Тулунского района 86-летний мужчина и 8-летний мальчик пытались вместе с соседом, у которого была лодка, и еще тремя спутниками ночью самостоятельно эвакуироваться из затопленных домов. В какой-то момент лодка перевернулась, мальчика и старика мгновенно унесло мощным течением.  
А правительство области обеспечивало в пункты временного размещения доставку воды, хлеба, еды, теплых вещей. Вначале кто-то поднял цену на булку хлеба до 140 рублей. Но рвача устыдили. Местные предприниматели решили бесплатно раздавать хлеб.
В полтретьего ночи с 29 на 30 июня в Братск прибыл В. Путин. Президент сразу собрал совещание с участием федеральных министров и руководителей региона. Он узнал, что в зоне бедствия – более 10 тыс. человек. Идет эвакуация людей в пункты временного размещения. Президент потребовал действовать быстро, не ждать, когда «событие закончится», «время на восстановление сокращается, как шагреневая кожа». Путин предложил создать правительственную комиссию «для своевременного восстановления транспортной, энергетической, социальной инфраструктуры и жилья для граждан».
Путин строго приказал «взять под жесткий контроль ситуацию с ценами на товары первой необходимости. Не дать спекулянтам (очень по-советски!) и недобросовестным торговцам возможности наживаться на беде людей». При необходимости президент предложил даже «привлечь антимонопольную службу, а если потребуется – и МВД».
В эти рыночные годы спекулянтов величали «предпринимателями». А тут вдруг президент называет вещи своими именами. Не потому ли, что в регионе красный губернатор и с ним Путин решил говорить по-советски? Для Левченко это лестно.  
На выплаты первых компенсаций – по 10 тыс. рублей на человека, а семьям погибших – по 1 млн рублей, Путин пообещал выделить свыше 600 млн рублей.  
Стоит отметить, что эти выплаты уже начались до президентского указания. Составлялись списки нуждающихся, началась работа по восстановлению утраченных документов. В итоге на компенсации выделяется 980 млн рублей, из них 662 млн за счет федерального бюджета и 300 млн с небольшим – из региональной казны.  
Рассказывает представитель пресс-службы правительства Иркутской области Оксана Константинова: «Сейчас правительство организует доставку в места подтопления самого необходимого. Мы делаем всё, чтобы избежать эпидемий и чтобы людям облегчить их моральное состояние. За медицинской помощью обратилось около 700 человек. Люди получают выплаты. Из Москвы борт Ил-76 привез нам гуманитарную помощь».   
Таких паводков, по словам Оксаны Константиновой, в Иркутской области не было за все 180 лет метеонаблюдений. И самое удручающее, что синоптики не исключают повторного удара водной стихии в первых числах июля. «Еще после этого потопа не пришли в себя, а тут угроза повтора…» – сетует Оксана Константинова. Говорит: «Глава МЧС России Евгений Зиничев как увидел плывущие в потоке дома, был в шоке. Такого в кошмарном сне не привидится… Очень жаль людей, наживали, строили – и враз все потеряли. Но паники как таковой нет. Люди понимают, что они не брошены».
В пунктах временного размещения жители обмениваются мыслями: «Только отстроились, думали поживем…», «А я вот в одних босоножках остался…», «Не знаю, где жить буду, у меня маленький ребенок…», «Я жила благодаря огороду, теперь не знаю, что меня ждет…».
А губернатор уже заявляет: не беспокойтесь, всех овощами обеспечим, и в школу все пойдут, главное – всех спасти, обустроить. Он объезжает все территории, чтобы самому видеть масштаб произошедшего. На спасение людей брошены все силы. 
Жительница Тулуна Светлана Тетюшкина делится, как «вчера все сидели на крыше, но было много спасателей, и они вывозили людей».
 

***

Унесенные рекой дома 
образовали затор перед 
трассой «Сибирь» в Тулуне

Затор из снесенных потоком воды домов образовался у моста федеральной трассы Р255 «Сибирь» в городе Тулун в Иркутской области, который 28 июня оказался затоплен вышедшей из берегов рекой Ией.
В воскресенье в Тулун прибыли саперы, которые должны ликвидировать затор. Правительство Иркутской области обещает восстановить движение по трассе в течение двух дней, 1–2 июля.
По последним данным, уровень воды в Ие сейчас составляет 10,3 метра при критической отметке 7 метров; за сутки он опустился на 2 метра. В пик паводка уровень Ии в Тулуне составлял почти 14 метров.
28 июня в Тулуне прорвало дамбу. Река затопила почти 900 домов, в которых живут 1,8 тысячи человек, а также 6 км трассы «Сибирь».

***

Другие материалы номера