Рукопожатие на 38-й параллели

Сеул, Южная Корея. В воскресенье, 30 июня, президент США Дональд Трамп, которого встретил широко улыбающийся Ким, переступил через низкую бетонную разделительную полосу в 3.46 дня по местному времени и сделал 20 шагов в сторону здания на северокорейской стороне – этот момент транслировался на международных телеканалах в прямом эфире. Это стало беспрецедентной демонстрацией дружеского настроя, призванной способствовать возобновлению переговоров, зашедших в тупик.
«Я рад снова вас видеть, – сказал воодушевленный Ким президенту США через переводчика. – Я никогда не думал, что мы встретимся в этом месте». – «Великий момент, великий момент», – ответил ему Трамп.
Проведя примерно минуту на формально вражеской территории, Трамп вместе с Кимом снова вернулись к линии границы с Южной Кореей, где они обратились с короткими заявлениями к собравшимся там журналистам, после чего вошли в здание под названием «Дом свободы» для разговора. Трамп заявил, что он пригласит Кима в Белый дом.
«Это имеет большое значение, потому что это значит, что мы хотим положить конец неприятному прошлому и попытаться создать новое будущее. Это очень смелый и волевой шаг», – сказал Ким репортерам.
«Переступить эту линию было огромной честью, – ответил Трамп. – Мы достигли большого прогресса, мы наладили множество дружеских связей, и наша дружба особенно важна».
Шоумен по своей натуре, Трамп получал огромное удовольствие от драматичности этого момента. Никогда прежде лидеры Америки и Северной Кореи не встречались у линии, увешанной проволочным заграждением и напичканной оружием, где хорошо вооруженные силы смотрели в лицо друг другу на протяжении 66 лет с момента окончания сражений Корейской войны.
Встречу в Пханмунджоме представили как короткое приветствие, а не как формальные переговоры, однако в конечном счете лидеры США и Северной Кореи проговорили немногим более часа. После окончания беседы Трамп заявил, что он договорился с Кимом отдать распоряжение дипломатам о возобновлении переговоров в ближайшие несколько недель. Американскую команду продолжит возглавлять спецпредставитель США по проблемам КНДР Стивен Бигун, но кто будет представлять Северную Корею на этих переговорах, пока неизвестно.
Трамп сделал ставку на то, что такая демонстрация дружеских намерений позволит выйти из тупика, что лишний раз подчеркнуло его веру в силу его личных дипломатических талантов, благодаря которой он надеется достичь того, что было недоступно его предшественникам. Теперь, когда половина его президентского срока уже позади, Трамп хочет добиться урегулирования давнего ядерного спора, считая это важным элементом того наследия, которое он надеется оставить после себя.
Ким принял нестандартное предложение Трампа, которое тот опубликовал в Твиттере несколькими днями ранее, и последние 24 часа стороны в ускоренном темпе занимались подготовкой к их встрече. Трамп заранее запланировал визит в Демилитаризованную зону во время своей поездки в Южную Корею, и, хотя он пытался выставить свою встречу с Кимом как нечто спонтанное, на самом деле он обдумал такую возможность заблаговременно.
«В Сеуле, который находится в 25 милях отсюда, 35 миллионов человек», – сказал Трамп еще до приезда Кима, вглядываясь в даль, когда ему показали упомянутую выше линию со смотровой площадки. «И всех их можно уничтожить с помощью того, что у них уже есть в горах, – добавил он, очевидно, имея в виду мощную артиллерию, которую Северная Корея развернула в непосредственной близости от Сеула за несколько десятилетий. – Нет ничего опаснее этого».
Деревню Пханмунджом, через которую проходит граница между Севером и Югом, обычно называют «деревней перемирия», потому что именно там силы ООН, возглавляемые американцами, подписали договор о перемирии с Северной Кореей и ее китайскими союзниками в 1953 году, чтобы положить конец Корейской войне.
Но даже в этот символический момент примирения Трамп, по всей видимости, не смог забыть о своем недовольстве тем, как СМИ освещают его действия, в очередной раз повторив жалобу на то, что его заслугам в вопросе деэскалации напряженности уделяют слишком мало внимания.
«До нашей встречи в Сингапуре здесь был серьезный конфликт, – сказал он, имея в виду свою первую встречу с Кимом год назад. – Масштабный конфликт, и над всеми ними нависала смерть. А сейчас здесь мир. Все кардинально изменилось».
«Об этом мало пишут, но они очень хорошо это понимают, – продолжил он, имея в виду прессу. – Я продолжаю повторять тем людям, которые утверждают, что ничего не было сделано. Было сделано очень многое».
За тот год, который прошел с их первой встречи, Северная Корея приостановила ядерные испытания, освободила задержанных американцев и отправила в США останки тех американских солдат, которые погибли в Корейской войне. Однако она не дала своего согласия на план по отказу от ее ядерного арсенала, как того требовал Трамп, а в мае она запустила ракеты малой дальности в нарушение резолюций ООН.
По словам критиков, приветствия в Демилитаризованной зоне были всего лишь возможностью сделать несколько фотографий для президента, который в первый же год своего президентства спровоцировал эскалацию конфликта с Северной Кореей своими угрозами уничтожить это небольшое азиатское государство в том случае, если оно будет угрожать американской безопасности.
«В настоящий момент я не могу сказать, чего именно пытается достичь президент Трамп, потому что, несмотря на продолжающееся взаимодействие, северокорейские запасы ядерного оружия и ракет не уменьшаются. Напротив, они увеличиваются, – сказал Джозеф Юн, который при президенте Бараке Обаме и при президенте Трампе был спецпредставителем США по вопросам Северной Кореи. – Да, напряженность действительно снизилась, но стоит вспомнить о том, что напряженность выросла из-за тех угроз «огнем и яростью», которые звучали в 2017 году».
Между тем Сью Ми Терри, которая работала в Совете национальной безопасности помощником по корейским вопросам при президентах Джордже Буше и Обаме, считает, что сторонам удастся достичь прогресса, если Трамп будет готов принять частичное соглашение, не настаивая на всеобъемлющем договоре.
«Эта встреча может послужить основой для более содержательной беседы, которая может состояться позже в этом году, – сказала она в своем интервью. – Я действительно считаю, что на переговорах Ким может предложить достаточно уступок, таких как ядерный научно-исследовательский центр в Йонбёне и какой-нибудь еще ядерный объект, чтобы заключить с Трампом промежуточную сделку и добиться некоторого смягчения санкций».
Ким пересек линию Демилитаризованной зоны в апреле 2018 года, чтобы встретиться с президентом Южной Кореи Мун Чжэ Ином, став первым северокорейским лидером, переступившим эту линию с момента окончания боевых действий в 1953 году. Бывшие президенты США Джимми Картер и Билл Клинтон посещали Северную Корею, но уже после окончания их президентских сроков. Действующие президенты, включая Рональда Рейгана, Клинтона, Буша и Обаму, посещали Демилитаризованную зону, но лидер Северной Кореи никогда не приветствовал их там.
Встреча Трампа с Кимом в Сингапуре в июне 2018 года стала первым случаем после Корейской войны, когда действующие лидеры США и Северной Кореи встретились лично, и она позволила предположить, что в будущем ядерному арсеналу Пхеньяна удастся положить конец. Их второй саммит, который состоялся в Ханое в феврале, завершился неудачей, поскольку лидерам не удалось договориться о конкретных шагах для достижения этой цели.
После провала переговоров чиновники Северной Кореи на некоторое время прекратили взаимодействие, отказываясь отвечать на вопросы американцев и южнокорейцев на фоне противоречивых сообщений касательно судьбы делегатов, которых Ким обвинил в провале переговоров. Многие отметили, что ракетные испытания Северной Кореи стали отражением разочарования Кима в связи с зашедшими в тупик переговорами.
Однако за последние несколько недель правительство Северной Кореи вновь появилось на мировой арене: Ким обменялся письмами с Трампом, встретился отдельно с президентом России Владимиром Путиным и председателем КНР Си Цзиньпином, что многие истолковали как сигнал того, что он заинтересован в возобновлении переговоров.
По словам американских чиновников, они считают, что не стоит организовывать третью встречу Трампа и Кима, если только не будет достигнуто предварительное соглашение, чтобы избежать еще одной неудачи. Однако Трамп заявил, что, поскольку он все равно планировал посетить Демилитаризованную зону во время своей поездки в Южную Корею в эти выходные, он решил узнать, согласится ли Ким на короткую встречу с ним.
«Это всего лишь шаг, – сказал Трамп ранее в воскресенье, 30 июня. – Это может стать важным шагом, а может и нет». Он добавил: «У меня хорошее предчувствие, поэтому все может быть хорошо. Что касается еще одной встречи, давайте посмотрим, что произойдет сегодня, прежде чем начинать думать об этом».
Мун, который приложил массу усилий для того, чтобы наладить отношения с Северной Кореей, осыпал Трампа похвалой за его жест, заявив, что «цветок мира по-настоящему расцвел» и что его «переполняют эмоции» в связи с этими событиями.
«Президент Трамп несет мир на Корейский полуостров. Вы – миротворец Корейского полуострова, – сказал Мун. – Я надеюсь, что эта встреча с председателем Кимом в Пханмунджоме подарит надежду народам Юга и Севера и станет важной вехой в истории движения человечества к миру».

The New York Times (США)

Другие материалы номера