Тот, кто хотя бы раз побывал в Сибири, заболевает ею навсегда. Чего стоило, например, скатиться на лыжах ночью по освещенной горнолыжной трассе Красноярска-26! Той трассе, что начиналась на высокой дикой горе и заканчивалась на городской площади. А когда по Енисею проплываешь устье Ангары, на протяжении многих километров наблюдаешь уникальное явление: под западным бортом теплохода вода мутная (саянская), а под восточным – чистейшая ангарская (а значит, и байкальская). Где еще такое увидишь?
Ну, а когда стоишь рядом с исполинской плотиной, например, Красноярской ГЭС, многое на этом свете кажется просто вздором.
«Паводок как прилив океана» – так назвала «Советская Россия» иркутское бедствие («СР» 2.07.19). В своей публикации Галина Платова перечислила и реки, вышедшие в конце июня с.г. в Иркутской области из берегов: Уда, Ия (на которой находится ныне всем известный Тулун), Ока и другие – по большей части эти реки стекают с Восточного Саяна на север, а значит потенциально угрожают не только иркутским селениям, но и Транссибу, и федеральной сибирской автотрассе. Резкое повышение уровня этих рек началось 25 июня. На следующий день стихия набрала силу. К концу того же дня МЧС сообщило об угрозе подтопления пяти районов Иркутской области. 28–30 июня ситуация ухудшилась. А потом вроде бы начала успокаиваться.
Ну, а спасшимся местным жителям оставалось лишь наблюдать, как сорванные с фундаментов их нехитрые строения уносило водным потоком, и ждать полного успокоения природы, чтобы подсчитать жертвы и убытки и призвать Россию на помощь. Хотя настоящая помощь, как во время войны, пришла к пострадавшим лишь со стороны военнослужащих. Как и в советские годы, наша армия остается нашей единственной защитой.
А что, если то же самое произойдет снова (в этом году или в следующем)? Об этом предпочитают молчать. Похоже, что нынешний российский капитализм со всеми его предпринимателями и их защитниками способен в лучшем случае лишь на подачки терпящим бедствие. Что просто убого.
«Сколь велико незнание России среди России!» – с горечью восклицал известный российский историк. Благодаря ежедневной антисоветской пропаганде нынешняя Россия плохо помнит даже Великую Отечественную. И совсем уже не помнит великие сибирские стройки.
Про славное море – священный Байкал знают вроде бы все. Но мало кто отдает себе отчет в том, что при максимальной глубине в полтора километра поверхность Байкала почти на полкилометра выше поверхности Мирового океана, то есть озеро представляет собой наполненную пресной водой гигантскую природную чашу, приподнятую над горами и сливающуюся в океан только через Ангару. Пространство же, ограниченное с востока Байкалом, с запада – Енисеем, с юга – хребтом Восточный Саян, а с севера – нижним течением Ангары, можно назвать главным сибирским водоразделом. Здесь (южнее Восточного Саяна) из Большого Енисея и Малого Енисея рождается великий Енисей, из Байкала вытекает великая Ангара. А западнее Байкала, на Ленско-Ангарском плато, рождается великая Лена, уходящая от Байкала на северо-восток. И то, что весьма непростая гидрология этого сибирского пространства сверхзаряжена энергией, хорошо понимали и советские гидрологи, и советские гидротехники. Почему после победоносного окончания Великой Отечественной и устремились в эти края. Богатыри не вы.
Первой на Ангаре, в 65 км от ее истока, а значит и от Байкала, в 1950 г. начала возводиться плотина Иркутской ГЭС. Ее электрические агрегаты были введены в строй в 1956–1958 гг., а мощность составила 660 МВт (0,66 ГВт). Начало строительства на Ангаре гигантской Братской ГЭС (им. 50-летия Великого Октября) датируется 1954 г. Сталина уже не было в живых, но проект этой ГЭС с ним наверняка обсуждался (уже потому, что Иосиф Джугашвили в свое время отбывал ссылку на Нижнем Енисее, в Курейке). Когда на станции был установлен последний электроагрегат (1965), она обрела мощность 4,5 ГВт и стала по тем временам крупнейшей ГЭС в мире. В 1956 г. началось строительство Красноярской ГЭС. Когда на ней был установлен последний электроагрегат (1971), она обрела мощность 6 ГВт и отобрала пальму первенства у Братской ГЭС. Советская власть успела создать и третий сибирский исполин на Ангаре, а именно Усть-Илимскую ГЭС. Когда ее строительство было завершено и электроагрегаты установлены (1980), эта ГЭС обрела мощность 3,8 ГВт. Всего же в ангарский каскад входят четыре ГЭС – помимо Иркутской, Братской и Усть-Илимской еще и Богучанская. Эта станция представляла собой настоящий долгострой (1974–2014). Но в 2015 г. она заработала на полную мощность (3 ГВт).
Строительство Саяно-Шушенской ГЭС на Енисее началось в 1963 г., а ее агрегаты вводились в строй в 1978–1985 гг. 17 августа 2009 г. на станции произошла крупнейшая в истории российской энергетики авария с человеческими жертвами. Но в 2011–2014 гг. ее агрегаты были восстановлены, и она обрела мощность 6,4 ГВт. В настоящее время это самая мощная ГЭС России.
Суммарная мощность всех упомянутых сибирских исполинов, рожденных главным сибирским водоразделом и трудами советских гидростроителей и электротехников, составляет 24,4 ГВт, что многократно превышает бытовые потребности суммарного населения Красноярского края и Иркутской области (около 6 млн человек). Вопроса о том, куда девать сибирякам очевидный избыток электроэнергии, я касаться не буду, но не видеть энергетического богатства сибиряков просто невозможно.
Однако как исключить катастрофические разливы рек, стекающих на север с Восточного Саяна?
Кто ходил по горам, тот знает, что горные реки бывают бурными (если льет дождь или тает снег), но не бывают длинными (на равнине водный поток успокаивается). А это значит, что отрегулировать горную речку с помощью водохранилища (водозабора) много проще, чем соорудить мощную ГЭС. Однако лишь в том случае, если за дело берутся профессионалы, имеющие возможность провести необходимые гидрологические исследования.
В СССР такими вещами занимался «Гидропроект», специалистам которого Россия обязана всей своей гидроэнергетикой (не говоря уже о других странах). Но времена сильно изменились. В постсоветские годы «Гидропроект» неоднократно реорганизовывали и переименовывали. Побывал он и в составе РАО «ЕЭС России». А в октябре 2010 г. за 1,48 млрд руб. (сведения из интернета) его приобрело ОАО «Русгидро», которое на иркутское бедствие текущего года не отреагировало публично пока никак.
Не потому ли, что настоящих гидрологов там больше нет?
Одни чубайсы…
__________________________________________
Тысяча человек обратились
к врачам за выходные
в зоне ЧС в Иркутской области
Число обратившихся за помощью медиков в зоне наводнения в Иркутской области увеличилось за минувшие выходные на тысячу человек – до 3212, сообщили агентству «Интерфакс» в пресс-службе регионального главка МЧС.
По данным на утро понедельника, госпитализированы 442 человека, в том числе 104 ребенка. Амбулаторную помощь получили 2770 человек, среди которых 414 детей.
Представитель МЧС добавил, что в пунктах временного размещения остаются 352 человека.
Отмечается, что из 233 домов, в которых проживают 604 человека, до сих пор не ушла вода. Все они находятся в городе Тулун и поселке Октябрьский.
В результате паводка, вызванного продолжительными ливнями, погибли 22 человека, еще 11 также числятся пропавшими без вести.
Наводнение затронуло 110 населенных пунктов Иркутской области. В той или иной степени были подтоплены почти 11 тысяч домов, в которых проживали более 34 тысяч человек. Больше всего пострадали города Тулун и Нижнеудинск.
Также были подтоплены 49 социально значимых объектов, 48 участков автомобильных дорог, более 11 тысяч приусадебных участков. Повреждены 22 автомобильных моста.
__________________________________________