Премьер-министру
Российской Федерации
Д.А. Медведеву
Уважаемый
Дмитрий Анатольевич!
В Петровскую академию наук и искусств обращаются деятели культуры Санкт-Петербурга и Москвы, которые крайне обеспокоены ситуацией, сложившейся в настоящее время в руководстве МХАТ им. Горького. В декабре 2018 года народная артистка СССР Т.В. Доронина была уволена с поста художественного руководителя театра, который возглавляла более 30 лет. Совсем недавно она была награждена президентом В.В. Путиным орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, а ранее Т.В. Доронина стала кавалером ордена Почета. Татьяна Васильевна Доронина – известный и уважаемый академик Петровской академии наук и искусств. И мы считаем себя вправе выступить в защиту великой актрисы, в защиту русской культуры и классического репертуарного театра.
Насколько известно, назначенный на должность приказом министра культуры художественный руководитель МХАТ Э.В. Бояков, в полной мере не имеющий соответствующего занимаемой должности образования и достаточного опыта работы, вместе со своим пресс-секретарем Александром Замысловым и другими членами своей команды вошли в конфликт со зрителями и творческим коллективом. При этом новое руководство конфликтует и с Т.В. Дорониной, посвятившей свою жизнь сохранению традиций театральной школы К.С. Станиславского. Создаются препятствия для ее дальнейшего участия в деятельности театра.
Э.В. Бояковым заявляется процентный рост посещаемости новых спектаклей, что вызывает сомнение у ряда экспертов. И если на премьере спектакля «Леди Гамильтон», который брался к постановке Т.В. Дорониной, зал был полный, то на спектакль «Последний герой» – низкосортной и недостойной МХАТа пьесы И. Крепостного – по сообщению очевидцев пришли менее 200 человек. Более того, многие зрители уходили в антракте, оставшиеся же до финала кричали «позор». Такого в истории МХАТа не было никогда!
Несмотря на явные провалы, Э.В. Бояков заявляет, что подобная «новая» драматургия будет в основе репертуара МХАТа. На словах пропагандируются патриотизм и православие, а вместо этого на сцену вползают пошлость и безнравственность, чего никогда не было в доронинском МХАТе. Параллельно с этим снимаются репертуарные спектакли МХАТа, утилизируются костюмы и декорации выдающегося театрального художника В.Г. Серебровского, чьи работы приобретены Третьяковской галереей.
С сентября 2019 года театр должен превратиться в культурно-досуговый центр, открытый с 9 утра, где будут находиться 12 площадок для лабораторий, мастерских и прочих прожектов, чуждых сути МХАТа. Полагаем, театр может превратиться во второй «Гоголь-центр» (которому Э.В. Бояков на словах оппонирует). И все это на фоне многочисленных публичных обещаний Э.В. Боякова при вступлении в должность, что все достижения и традиции МХАТа будут сохранены.
Поступают сообщения о том, что новое руководство вынудило уволиться из театра многих ценных сотрудников. Ведущие актеры, не согласные с позицией нового руководства, снимаются с ролей.
МХАТ им. Горького оставался одним из последних «островков» подлинного русского драматического театра с сохранившимися традициями великого Художественного театра. Парадоксально, что все вышеописанные перемены, начиная со смещения Татьяны Дорониной с поста художественного руководителя, случились в самый стабильный и успешный момент его работы.
В связи с вышеизложенным ПАНИ совместно с многочисленными зрителями просит Вас рассмотреть вопрос о достижении компромисса и возвращении в руководство коллективом МХАТ народной артистки СССР Татьяны Васильевны Дорониной с целью сохранения театральных традиций МХАТа.
С уважением
А.В. ВОРОНЦОВ,
президент академии, заслуженный работник Высшей школы РФ, член Общественной палаты Санкт-Петербурга, действительный государственный советник Санкт-Петербурга I класса;
Л.А. МАЙБОРОДА,
почетный президент академии, лауреат Государственной премии СССР, профессор