Народная власть всегда получает народную поддержку

– Уважаемые коллеги! Уважаемый Вячеслав Викторович! 
1 сентября 1939 года гитлеровская Германия напала на Польшу, правительство которой, не слишком-то мешкая, сбежало в Лондон. В этих условиях Правительство СССР приняло решение взять под защиту народы Западной Украины и Западной Белоруссии, отторжение которых произошло в 1920 году. С этой целью ровно 80 лет назад, 17 сентября 1939 года, войска Красной Армии были введены на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии. 
Следует понимать, что представляла собой жизнь абсолютного большинства людей в этих районах. Свыше 80% населения Западной Белоруссии проживало в деревнях. При этом почти 85 тысяч крестьянских хозяйств не имели земли, 15% не имели коров, 30% были безлошадными. При этом менее 600 помещичьих хозяйств владели более чем тысячью гектарами земли каждое. 
На селе в освобожденных Красной Армией районах было под 100 тысяч бездомных, нищих и батраков – тех, кто работал по 14–16 часов в день практически за похлебку. Крестьянские отработки на помещиков составляли 100 и более дней в году. 
Теперь – о Западной Украине. Здесь около 70% земли принадлежало крупным владельцам. 60% крестьян имели лишь микроскопические наделы. У половины не было рабочего скота, 30% не имели коров, 45% – лошадей. 
Успехов в промышленности тоже не наблюдалось. 
На Западную Белоруссию приходилась четверть территории и 12% населения Польши, но лишь 3% ее промышленного производства, 2% вырабатываемой электроэнергии. Почти не строились дороги, не проводились телеграфные и телефонные линии. За 20 лет была построена лишь одна железнодорожная ветка в 89 км. С 1929 по 1938 год из-за кризиса закрылось более 200 фабрик и заводов. В целом преобладали мелкие предприятия с числом занятых до 20 рабочих. 
Теперь принципиально важный момент. Что происходило в этих районах в сфере культуры? В 1925 году на всю Западную Белоруссию приходилось 4 белорусские школы. Потом открыли еще несколько, но в 1937 году все без исключения белорусские школы были закрыты. Четверть детей вообще не учились! Стоит ли удивляться, что 75% населения было неграмотным? 
Кстати, коллеги, примечательный факт, в первые месяцы 1919 года, когда на территории Западной Белоруссии еще существовала Советская власть, здесь было открыто около 400, подчеркиваю, 400 белорусских школ. 
Белорусский язык в Польше вообще не признавался. Им прямо запрещалось пользоваться в госучреждениях, в суде, на почте, на железных дорогах. Закрывались белорусские издательства, клубы. К 1939 году в Западной Белоруссии не было на одного печатного органа на белорусском языке! 
На Западной Украине за годы польской оккупации было закрыто 3518 украинских школ. К 1939 году лишь 5% школ вели преподавание на украинском языке. Около 30% детей школьного возраста нигде не учились. Неграмотность достигала 70%. 
В Западной Белоруссии не было ни одного вуза, ни одного театра. 
Здравоохранение. В 1938 году во всей Западной Белоруссии имелось около 1000 врачей, 80 больниц на 4700 коек. На Западной Украине и того хуже. Один врач приходился на 10 тысяч человек, на несколько миллионов человек было 9 больниц. 
Налицо абсолютно очевидный, ничем не прикрытый экономический, национальный, культурный гнет Западной Украины и Западной Белоруссии со стороны польских властей. 
Уже первые шаги новой власти в Западной Белоруссии и на Западной Украине продемонстрировали ее народный характер. 
В Западной Белоруссии батраки, безземельные и малоземельные крестьяне получили 431 тысячу гектаров земли, 14 тысяч лошадей, 33,5 тысячи коров, под 8 тысяч овец, семена для посева. 
К началу Великой Отечественной войны здесь было 1115 колхозов, создавались и совхозы. Свыше 100 МТС имели 997 тракторов, 368 сеялок, более 300 сложных молотилок. Из восточных областей Белоруссии сюда были направлены механизаторы, агрономы, ветеринары, зоотехники. Регион получил более 2 тысяч конных плугов, 1600 культиваторов, около 1000 сеялок, жаток, сенокосилок и другого инвентаря. 
При этом кулаков полностью не раскулачивали и не выселяли. Им разрешалось иметь надел в 10–15 гектаров. Это столько, сколько семья могла обработать собственными силами. Использование наемного труда, конечно же, запрещалось. 
Первые успехи быстро появились и в промышленности. В ноябре–декабре 1939 года прошла национализация банков, предприятий крупной, средней и части мелкой промышленности. За 10 месяцев 1940 года вступило в строй 105 промышленных предприятий. К концу года в этом регионе действовало уже 392 предприятия, 16 из которых имели от 500 до 1500 рабочих. В результате технической реконструкции и других мер объем валовой промышленной продукции к концу 1940 года вырос более чем вдвое в сравнении с 1938 годом. 
Коренным образом был реконструирован Днепровско-Бугский канал протяженностью в 202 километра. Он был значительно расширен и углублен. До этого в Польше его безуспешно пытались восстановить в течение 20 лет. 
К 1941 году была полностью ликвидирована безработица. Повсеместно введен 8-часовой рабочий день. Введены пенсии по старости и инвалидности. 
Действовали уже почти 6 тысяч школ. 75% из них вели обучение на белорусском языке. Обучались практически все дети. Взрослому населению также помогали преодолеть неграмотность. Было открыто 4 вуза, 8 педагогических училищ, 12 техникумов. 
Повсеместно стали издаваться газеты на белорусском языке. Были созданы 5 драматических театров, филармония, 100 кинотеатров. Открывались и другие учреждения культуры. К началу 1941 года действовало 211 киноустановок. Организованы Ансамбль белорусской песни и танца, 2 музыкальных техникума, 8 музыкальных школ, 18 домов пионеров. Открыто 92 дома социалистической культуры. 
Немало было сделано и в здравоохранении. К концу 1940 года работало значительно больше 200 больниц и 26 роддомов на 10 200 коек. Были открыты 207 поликлиник и амбулаторий. Работали 1755 врачей. Из РСФСР и восточных районов Белоруссии приехали 150 врачей, 650 фельдшеров и около 2000 медсестер. 
Повсеместные и глубокие преобразования произошли и в Западной Украине. К концу 1939 года была завершена аграрная реформа. Почти полмиллиона безземельных и малоземельных крестьян получили безвозмездно наделы земли, более 84 тысяч лошадей, 76 тысяч коров, большое количество посевного материала и сельхозинвентаря. Крестьян освободили от арендной платы за землю. Они получили кредиты, которые позволили закупить около 40 тысяч коров.
Было создано 182 МТС с парком около 2 тысяч тракторов. Уже за первые восемь месяцев Советской власти созданы 100 МТС, 155 колхозов, 31 совхоз. В 1941 году было уже 2600 колхозов, куда объединилось 13% крестьянских хозяйств. 
В ходе национализации банков и крупной промышленности экспроприировано более 2200 промышленных предприятий. Менее чем за полгода ликвидирована безработица. Началась активная реконструкция и сооружение новых предприятий. Так, весной 1941 года после окончания строительства газопровода Львов стал получать около 100 тысяч кубометров газа в сутки. 
Из восточных районов Украины и из РСФСР на Западную Украину в больших количествах стали поступать машины, станки, сырье, топливо. В 1940 году объем промышленного производства был выше, чем в 1938 году в полтора раза. 
Стремительно менялась и сфера образования. В октябре–декабре 1939 года было открыто около 400 новых школ, 7 вузов с преподаванием на родном языке. К середине 1940 года действовали 7 тысяч школ, из них 6 тысяч с украинским языком. С конца 1939 года все вузы перешли на госбюджет. Студенты обеспечивались стипендиями. 
Перед Великой Отечественной войной действовали 15 вузов. В них учились 10 тысяч студентов. Были созданы 13 театров, 3 больших художественных музея, государственная консерватория, областные филармонии, музыкальные училища и школы. К июлю 1940 года было оборудовано 117 киноустановок. Абсолютное большинство из них – в селах. 
Численность больничных коек выросла в 20 раз. Открылось 184 больницы, 22 роддома, 492 поликлиники и амбулатории. 
Нынешние российские псевдоисторики и их коллеги-националисты из Украины и Белоруссии пытаются убедить всех в том, что трудящиеся Западной Белоруссии и Западной Украины горько сожалели о вхождении в состав Советского Союза. Но есть факты, которые полностью опровергают эту откровенную ложь. 24 марта 1940 года прошли выборы в Верховный Совет СССР от районов Западной Украины и Западной Белоруссии. Вот их результаты. В Западной Белоруссии в выборах участвовали более 99% избирателей. На Западной Украине на выборы в Совет Союза пришли 99%, в Совет Национальностей – 98,9% избирателей. Это означало полную поддержку новой власти и проводимых ею преобразований. 
В этой связи лишь несколько выводов. 
Первый. Нужно хорошо знать и настойчиво пропагандировать эти конкретные цифры и факты, в том числе на ведущих телеканалах страны. 
Второй. Я не исключаю, что наступает время подготовить специальное заявление Государственной думы, где мы бы напомнили об этих фактах. Мы можем предложить украинским и отдельным белорусским националистам, проявляющим активность по части антисоветизма, зафиксировать очевидную вещь: если вы считаете, что Советская власть принесла вам неисчислимые беды, тогда откажитесь сами, добровольно от тех территорий, которые в свое время принадлежали Польше. 
Третий и, может быть, главный вывод, актуальный для сегодняшнего дня. Народная власть всегда получает народную поддержку. Для этого ей не нужно прибегать к разного рода ухищрениям. К сожалению, мы видели, что и последние выборы, прошедшие 8 сентября, не были абсолютно честными, действительно чистыми и по-настоящему демократичными. 
Напоминаю, что КПРФ не признает результаты выборов в Тыве. У нас очень много вопросов, и мы продолжаем изучать ситуацию по Республике Татарстан. Нам очень не нравится, когда результаты по Хабаровскому краю достигаются с помощью подгона военнослужащих. И мы всех вас призываем обратить самое серьезное внимание на ту ситуацию, которая сегодня сложилась в Республике Бурятия. Там творится абсолютный произвол! Если ситуация не будет выправлена, в том числе с помощью депутатского корпуса, нам придется специально инициировать рассмотрение этого вопроса на пленарном заседании Государственной думы! 

Другие материалы номера