Вечером 21 сентября 1993 года Борис Ельцин издал антиконституционный Указ №1400 о разгоне Верховного Совета. Впереди были две недели жестокого противостояния в Москве, бойня в Останкине, расстрел Дома Советов с многими сотнями убитых, уничтожение системы советского народовластия. Страшные последствия черного октября мы до сих пор пожинаем не только в России, но на всем постсоветском пространстве.
Перед ельцинским переворотом, 17–18 сентября 1993-го, в Москве состоялось Всероссийское совещание народных депутатов Советов всех уровней. Тогда еще никто не знал, что этот сбор Советов станет последним. Но тревогу за судьбу страны, надвигающуюся огромную беду чувствовали все участники собрания. О приближении беды, о необходимости во что бы то ни стало предотвратить ее говорил в своем выступлении и председатель Верховного Совета РФ Руслан Хасбулатов.
На страницах «Советской России» эти предостережения были опубликованы в тот самый переломный день – 21.09.1993. Сегодня, спустя более четверти века после трагических событий черного октября, мы воспроизводим главные тезисы той публикации. Представляется, что они по-прежнему актуальны.
[img=-11755]
* * *
В сегодняшних выступлениях ряда депутатов снова прозвучала тревога, озабоченность той ситуацией, которая складывается у нас в эти дни.
Наверное, вы все в большей степени начинаете понимать, что речь идет не о какой-то конфронтации двух властей, трех властей, а о сознательном поведении одной власти, которая стремится ввергнуть общество в новую диктатуру. Очаг конфронтации достаточно определен, и методы вполне очевидны. Побудительные мотивы для таких антидемократических действий тоже очевидны. Это страшные по своим последствиям провалы, прежде всего в социально-экономической сфере, провалы и боязнь ответственности за эти провалы, поиски противников по всему периметру исполнительной власти, попытки найти этого не просто противника, а врага сначала в Советах, а потом в самом народе.
Вот такова, к сожалению, общая обстановка, на фоне которой и возникает эта наша общая тревога. Примерно месяц назад (вы знаете превосходно) президент объявил, что в августе проведет артподготовку, а в сентябре «перейдет в наступление». Ну прямо скажем, мы тогда отнеслись к этому с достаточной долей иронии: дескать, снова президент сказал что-то неудачное. Может быть, был в каком-то особом настроении…
К сожалению, исполнительная власть действительно перешла в наступление, наступление драматичное, которое может стать катастрофой для страны и людей.
Кстати, недавно газета «Известия» призвала к решительным действиям, сделала «разнос» президенту за то, что тот, дескать, медлит. И вот эти решительные действия стали носить более интенсивный характер.
* * *
Перечислю кратко… «грандиозные» шаги.
Незаконная попытка приостановить полномочия вице-президента; объявление о создании очередного неконституционного органа под видом Совета Федерации после провала знаменитого Конституционного совещания.
Причем здесь уже был дан достаточно неплохой анализ. Речь шла о том, что это не просто какой-то Совет Федерации, к которому, конечно, у нас нет негативного отношения, наоборот, мы помогали его создавать и продолжим наши усилия. Речь шла о том, что за ним остается ниша, соответствующая государственному законодательному органу. А в качестве приманки участникам этого Совета Федерации уже должности сенаторов придуманы в одной из палат будущего парламента. Как не воспылают глазки у некоторых честолюбивых деятелей!
Ограничение в правах председателя Конституционного суда. Председателю Конституционного суда, который по вашей просьбе здесь выступил, не совсем удобно было, может быть, об этом говорить. Но речь идет о чем? Это же не случайно: то отобрать машину, то выселить из резиденции, то оборвать связь, то еще какие-то действия. Иногда кажется, что это какая-то мелкая месть, какая-то привычка, может быть, к аппаратным играм. Но нет, речь идет о целенаправленных действиях… внушить обществу, будто этот институт далеко не самый важный, что господь Бог у нас – президент…
Далее. Вымывание из правительства прагматически мыслящих деятелей. Полное подчинение внешней политики зарубежным интересам. Непродуманная политика в отношении ближнего зарубежья, что способствует разрастанию межнациональных конфликтов. Напомню, что все это после попытки переворота 20 марта, после откровенных угроз разогнать представительную власть. Верховный Совет. Помните знаменитый референдум 25 апреля, затем кровавые события 1 Мая? Это была попытка сразу показать настрой на силовое решение вопроса. И с тех пор длится этот процесс осуществления «ползучего» переворота.
Силы всей президентской рати направлены на то, чтобы приостановить нормальное течение законодательного процесса. Вот это называется «конструктивной работой на благо народа». Конечно, ничего общего с интересами народа этот режим не имеет, речь идет о чисто собственных интересах, стремлении повернуть страну в направлении такого режима личной власти.
* * *
Последние события показывают, что главного следует ожидать, возможно, в ближайшие дни.
Причем самое свежее подобное заявление президент сделал, находясь не где-нибудь, а в Дивизии внутренних войск имени Дзержинского. А что делать президенту во внутренних войсках? Вы, наверное, догадываетесь. Вы же знаете пристрастие неудачных диктаторов к внутренним войскам, спецвойскам, вооруженным силам и так далее. Но те же вооруженные силы, наверное, напомнят президенту: так ты же сперва разгромил нас практически.
Я хочу еще раз сказать, что и специальные войска, и вооруженные силы в соответствии с действующим законодательством должны руководствоваться, прежде всего, указаниями, законами, принятыми Верховным Советом. И вообще по закону об обороне руководит вооруженными силами Верховный Совет, а потом президент. Это я хочу повторить на всякий случай.
* * *
Естественно, возникает вопрос: в чем причина такой спешки, таких заявлений, стремления вызвать какое-то недоумение? Мы уже говорили с вами, что, во-первых, причина в попытке полностью отвлечь внимание от провалов, от той ямы, в которую нас завели неудавшимися экономическими реформами. Разумеется, каждый трезвомыслящий человек задает себе вопрос: зачем все это делается? Ответ, наверное, все-таки будет однозначный, хотим мы этого или не хотим (конечно же, не хотим, но вынуждены говорить об этом), с сожалением приходится делать вывод, что некоторые люди хотят вернуться к привычной для них диктатуре в той или иной форме, скажем, под видом прямого президентского правления, что уже и не пытаются скрывать. Эти идеи не только воплощаются в практических действиях, их протаскивают в проект Конституции, в предложения о механизме принятия новой Конституции и так далее… Элемент за элементом все-таки внедряется плутократический диктаторский режим.
* * *
Поэтому прежде всего надо знать, что для нас сейчас главное. Главное – хотя бы сохранить достигнутый уровень демократии. Сегодня над демократией нависла угроза со стороны лжедемократов, со стороны разных ультра- и суперрадикалов, которые почему-то называют себя демократами, но никакого отношения к демократии не имеют. Они вцепились в этот правящий режим и навязывают его всей стране, пользуясь, наверное, и нашими ошибками, и моими, и ошибками многих других, но мы – конституционалисты и должны, конечно же, действовать в соответствии с Конституцией. Вы, конечно, прекрасно понимаете: защитив себя от возможных происков противников демократии, мы, естественно, защитим всю представительную власть; не защитив Верховный Совет, мы не защитим представительную власть, поскольку верховная власть сегодня – это стержень всей демократии.
Как надо было бы защитить? Об этом уже говорили: конечно, приняв целую серию законов. Например, об ответственности высших должностных лиц за неисполнение решений Съезда, законов, принятых Верховным Советом, иных нормативных решений Верховного Совета. Нужна жесткая ответственность, и здесь, кстати, ничего нового нет. Закон и наказание, закон и возмездие, закон и палач идут рядом в истории любого государства.
* * *
…Нам надо менять ситуацию. Естественно, уже сейчас можно было бы на базе достигнутых соглашений круглого стола, экономического совещания создавать правительство национального согласия, если бы президент был заинтересован в реформах, если бы президент был заинтересован в процветании страны. Если бы он был в этом заинтересован, было бы такое развитие. Но нет, он не заинтересован. Значит, заинтересован в чем-то другом. Это первое.
Второе – это удар по народу. Если сейчас парламент с трудом, но защищает интересы рабочих, крестьян, ученых, учителей, медицинских работников, деятелей культуры, военнослужащих, пенсионеров, отечественных товаропроизводителей, то кто их защитит завтра? Вот только один пример. Представьте себе, что Пенсионный фонд не контролировался бы Верховным Советом. Кто бы мог обеспечить 36 миллионов пенсионеров? Кто? Вы же знаете, какие порядки существуют у нас в правительстве. Пусть эти миллионы пенсионеров подумают, кто является их защитником, а кто стремится отобрать у них права.
Далее. Третье. Это удар по армии. Это чревато полным подрывом безопасности страны, которая и сейчас уже осуществляется далеко не в полной мере…
Четвертое. Это удар по федерализму, государственности и целостности России. Я абсолютно уверен в том, что, несмотря на заигрывание президента с отдельными регионами, республиками, несмотря на подкармливание ряда из них, всем нам хватит мудрости, ответственности, чтобы не допустить дезинтеграции Российского государства.
Таким образом, введение так называемого президентского правления можно сравнить только с трагическими событиями августа 1991 года, которые привели к развалу Советского Союза. А сегодня мы получим развал России с катастрофическими последствиями для людей.
* * *
Что же делать?
Я, прежде всего, хотел бы обратиться с этой высокой трибуны к руководителям нашей страны, ко всем гражданам, к рабочим, крестьянам, интеллигенции, воинам армии, правоохранительным органам: будьте бдительны, не дайте себя втянуть в авантюру, не дайте вовлечь себя в выполнение преступных замыслов, грозящих нашей стране новыми тяжелыми испытаниями. Если последуют антиконституционные действия типа чрезвычайного положения, президентского правления и тому подобного, сорвите эти действия, которые, конечно же, могут привести только к развалу страны, к еще большему падению жизненного уровня, разрушению государства. Собственно, это может быть только катастрофа.
* * *
Я бы предупредил Отечество: народ сурово осудит всех, кто поднимет руку на органы народовластия, попытается разрушить конституционный строй, ввести в любой форме чрезвычайное положение.
Я хотел бы сказать, что реакция наша должна быть решительной, жесткой, а не такой вялой, какой однажды уже была. Статья 1216 не требует даже ни созыва Съезда, ни постановления Конституционного суда, она говорит о том, что в случае осуществления или попытки осуществить эти действия полномочия президента прекращаются немедленно. А механизм здесь может быть продуман и применен Верховным Советом.
Но если будут какие-то попытки не дать возможности Верховному Совету собраться, вы, уважаемые депутаты, должны тоже иметь конкретный план действий. Вы должны работать, созвать свои сессии, выйти в коллективы, на предприятия, заводы, поднять людей и потребовать немедленной отставки и немедленного осуждения соответствующим судом этих деятелей. Естественно, вы должны позаботиться о том, чтобы ни один незаконный приказ не был выполнен, а к тем, кто попытается осуществить незаконные действия, вы должны принять самые решительные меры. И в вашей власти предпринять любые действия, адекватные тем незаконным действиям, которые кто-то попытается осуществить.
Верховный Совет будет твердо и последовательно отстаивать демократию и народовластие. В этом вы можете не сомневаться.
Руслан ХАСБУЛАТОВ
(Из публикации «Советской России» 21 сентября 1993 года)
Я убит в Белом доме…
Я убит в Белом доме,
Помяните меня,
бэтээры и танки
Не жалели огня.
Вертолеты кружили,
И горел Белый дом,
Стал он многим могилой
Из укрывшихся в нем.
Я убит в Белом доме,
Не жалейте меня,
Мертвый сраму не имет,
Свою долю храня.
Стыд, позор, униженье –
Это участь живых,
Тех, кто милости просит
У сатрапов чужих.
Я убит в Белом доме,
Свою чашу до дна
Выпил я, но при этом
Честь моя спасена.
А предатель-таманец,
А омоновец-зверь
Пусть, храня эту память,
Прячут страх свой теперь.
Им от Бога не скрыться
До скончания дней,
Будет, будет им сниться
Кровь советских людей.
До конца они будут
При бесчестии жить,
И от крови им руки
Никогда не отмыть!
(Рукопись передана в редакцию «Советской России» в декабре 1993 г.)
* * *
[img=-11774]
3 и 4 октября 2019 года в Москве пройдут мероприятия, посвященные 26-й годовщине трагических событий осени 1993 года. Наш долг – почтить память погибших у телецентра «Останкино» и при расстреле Дома Советов.
3 октября возле памятного креста в Останкине пройдут пикет и православная панихида.
Сбор участников: в 12.00 у АСК–3 телецентра «Останкино», ул. Академика Королева, д. 19. Начало в 12.30.
4 октября будут организованы митинг и шествие с портретами погибших по улице Красная Пресня , после чего в 18.15 у места гибели защитников Белого дома на Дружинниковской улице пройдет православная панихида.
Сбор участников в 16.00 на Площади Краснопресненской заставы, у памятника Героям Декабрьского восстания 1905 года (ст. метро «Улица 1905 года»). Начало митинга в 17.00, начало шествия в 17.30.