Жителей неприятно удивило: во-первых, само понятие «вывоз мусора» для здешних обитателей звучит диковинно – утилизацию отходов селяне испокон века проводили и проводят старыми дедовскими способами – в печках и компостах с последующим использованием в качестве удобрения для огородов. Во всем населенном пункте даже нет ни одного мусорного контейнера. Во-вторых, платежки от компании-оператора по утилизации мусора получили в прямом смысле слова «живые и мертвые» – квитанции разослали не только ныне здравствующим черновцам, но и тем, которые уже давно покинули этот мир. По словам разъяренных уральцев, местные коммунальщики не удосужились даже свериться с данными о живущих в деревне, это в эпоху-то путинской цифровой революции! Да и число проживающих теперь не так уж и велико.
– В каком Писании писано, что человека 10–15–20 лет как нет, а за вывоз мусора ему квитанции выписали? – задается вопросом жительница деревни Августа Цепелева. – К кому обращаться-то? Ведь все квитанции должны быть по переписи населения – нас всего-то 37 человек живет в деревне!
Между тем суммы в платежках указаны достаточно ощутимые для бюджета: например, одинокой старушке, муж которой умер еще 6 лет назад, счет выставлен за двоих, и заплатить за несуществующий мусор ей нужно 721 рубль.
Основная порция народного гнева предсказуемо досталась принесшему худую весть «гонцу» в лице работницы Почты России Нины Лешкевич.
– Они меня ругают, они меня посылают далеко и без пересадки, – обижается почтальон. – Но я все равно родственникам отдаю, говорю, поезжайте, разбирайтесь дальше. Я-то что могу поделать?
А разбираться, как оказалось, придется, и действительно ехать дальше: хотя услуга в принципе является навязанной, да и по факту нет даже предпосылок к ее оказанию.
В местном филиале Спецавтобазы всем собравшимся с окрестных деревень возмущенным жителям предложили сначала оплатить указанные суммы, причем и за себя, и за умерших родственников, а потом, дескать, будем разбираться, кто там жив, а кто нет. Несогласным же посоветовали со своими «платежками на тот свет» проехать 300 км до главного офиса в Екатеринбурге и там доказывать, что их родственники в услугах компании уже давно не нуждаются.