Науку победили бюрократы

Как сообщает ТАСС, это стало известно из опроса, который опубликован на сайте Академии.  То, как ученые относятся к итогам реформ, оценивали по трем вопросам: «Как изменилось в целом за прошедшие шесть лет положение дел в российской науке?», «Как изменилось за последние шесть лет положение дел в той области российской науки, которой вы занимаетесь?» и «Как реформа РАН повлияла на состояние дел в вашей области науки за этот период?» Реформы нужно было оценить по пятибалльной шкале, от «исключительно положительно» до «крайне отрицательно». 
«Подавляющее большинство опрошенных (64%) считают, что положение в целом ухудшилось и сама реформа сказалась негативно на российской науке, – отмечается в докладе по итогам опроса. – Считает, что ситуация не изменилась, каждый пятый. И видят позитивные моменты в реформе 13,8%». 
Как отмечается в исследовании, схожие результаты составители опроса получили и при оценке изменений, которые произошли в тех научных областях, которыми занимаются опрошенные ученые. Большинство (56,8%) считают, что положение в той или иной мере ухудшилось. Еще 27% не видят каких-либо изменений. Наиболее негативно положение в своей области российской науки оценивают ученые из Дальневосточного отделения (ДВО) РАН (83%) – в частности, отделения историко-филологических наук (82,9%), а также отделения физиологических наук (80%). Кроме того, все опрошенные ученые из ДВО РАН посчитали, что положение в науке в целом ухудшилось. 
«Проведен опрос, он приурочен к дате реформы, – прокомментировал президент РАН Александр Сергеев, – но цель опроса была не только в том, чтобы ученые ответили, как реформа сказалась, но оценили состояние исследований, что можно сделать, чтобы наука развивалась эффективно». 
Олег Смолин, депутат Госдумы: 
«Начну с того, что глас народа – это глас Божий, а когда речь идет об ученых, то и вдвойне. А продолжу тем, что мы были противниками 253-го Федерального закона о так называемой реформе Российской академии наук, и наша позиция полностью подтвердилась. Теперь о некоторых доказательствах того, что положение российской науки ухудшилось. 
Первое. Согласно указу президента РФ, в 2015 году финансирование российской науки должно было составить 1,77% от ВВП. Если верить комитету Госдумы по образованию и науке, где оппозиция, кстати, не в большинстве, то в бюджете на период с 2019 по 2021 год финансирование науки составит 0,38% от ВВП, то есть в 4,5 раза меньше, чем предполагается указом президента. 
Второе. Одной из системных проблем российской науки после реорганизации Академии стала ее массовая бюрократизация. В 2016 году в Госдуме выступал председатель комитета по науке Валерий Черешнев, который обращал внимание, что количество бумаг в науке после реорганизации РАН увеличилось на два порядка, говоря по-русски, – в 100 раз. 
Третье. Главным показателем научной активности в последние годы признана так называемая «публикационная активность». Это означает, что российские ученые должны обязательно публиковать свои труды в иностранных базах, которые называются Scopus и Web of Science. Напомню, что, согласно экспертным оценкам, затраты российских ученых и преподавателей на эти публикации за последние годы составили 80 млрд рублей. Это примерно пятая часть от того, что тратится на науку. Как человек науки, хочу сказать, что мне неоднократно предлагали публиковаться в иностранных базах и журналах. Но мои избиратели являются гражданами России, и тратить 80 млрд рублей на научные публикации тогда, когда людям не хватает на нормальную жизнь, я считаю недопустимым. 
Поэтому общий вывод следующий. Конечно, остается уверенность, что когда ученые управляют наукой, в этом есть свои недостатки. Но когда наукой управляют чиновники, – это намного хуже. Соответственно, чтобы в стране эффективно развивались научные процессы, нужно вернуть управление наукой ученым, а также увеличить финансирование науки, согласно президентскому указу, в 4,5 раза». 

Другие материалы номера