По его словам, сотрудники «Росатома» и Министерства обороны были связаны с техническими разработками, «не имеющими мировых аналогов». Таким образом, глава государства подтвердил, что взрыв на полигоне под Северодвинском произошел при испытаниях уникального оружия.
«Прежде всего это мой долг, но все-таки и почетная миссия: выразить вам глубокие искренние соболезнования», – обратился он к семьям погибших, передает Интерфакс.
В свое время «Советская Россия» подробно рассказывала о случившемся на полигоне в Неноксе. О взрыве, его последствиях, о реакции местных жителей и тех домыслах, какими было окутано чрезвычайное происшествие с первого мгновения и на протяжении всего этого времени. Напомним, что 8 августа на полигоне Минобороны в 30 километрах от Северодвинска произошел взрыв с возгоранием. В результате ЧП погибли пять работников «Росатома» и двое служащих Минобороны, ранения получили трое сотрудников ядерного центра в Сарове. Согласно распространенной российским оборонным ведомством информации, взрыв произошел на территории 45-го Государственного центрального морского испытательного полигона ВМФ России. В СМИ тогда появилась информация, что радиационный фон вблизи места взрыва превышает норму в несколько раз. Однако в оборонном ведомстве эту информацию опровергли, отметив, что выбросов вредных веществ и радиации, опасной для здоровья человека, не было.
Министерство обороны поставило плотную информационную завесу вокруг этого ЧП. Частично о происшествии информировал «Росатом», сообщив, что взрыв произошел во время работ, «связанных с инженерно-техническим сопровождением изотопных источников питания». В компании также отмечали, что испытания проходили на морской платформе.
Нет никакого сомнения, что люди, конструирующие и испытывающие новые виды оружия для защиты Отечества, истинные герои. Увы, трагедии при испытаниях нового вооружения случаются во всем мире.
Глава государства особо подчеркнул, что: «Сам факт обладания такими уникальными технологиями является сегодня важнейшей надежной гарантией мира на планете. Россия продолжит совершенствовать это оружие». Погибшие специалисты занимались очень непростым направлением, которое должно на долгие годы обеспечить безопасность страны. «Речь идет о самых передовых, не имеющих мировых аналогов технических идеях и решениях, об оружии, которое призвано обеспечить суверенитет, безопасность для России на десятилетия вперед». Президент выразил глубокое сочувствие семьям. При этом, по его словам, погибшие посвятили свою жизнь важному делу, что является «мужественным, серьезным выбором настоящего мужчины».
На фоне этих важных заявлений, сделанных президентом, возникают недоуменные вопросы к ведомственной засекреченности, которая в свое время порождала случайные догадки и кривотолки. Разумеется, в обществе существует гражданское понимание того, что у страны должны быть военные секреты. И с этим надо свято считаться. Но четко сформулированная, допустимая, достоверная информация не позволила бы рождаться самым невероятным слухам и предположениям у жителей того же Северодвинска. Местные журналисты были вынуждены в поисках хоть какой-то информации обращаться к случайным свидетелям ЧП, ловившим в это время неподалеку рыбу.
Мир давно уже стал прозрачным. Норвегия первой заявила о возросшем уровне радиации. Не зная правды, в населенных пунктах, расположенных вблизи полигона, началась паника. Как это ни прискорбно, но наш народ научен горьким опытом того же Чернобыля и хорошо усвоил правило, что в условиях ЧП нельзя полагаться на официальную информацию. Если власти заявляют, что все в порядке, все под контролем, то родители в панике хватают детей и уезжают от места происшествия как можно дальше.
Сотрудники госведомств зачастую обвиняют СМИ в распространении недостоверных данных. Но в то же самое время сами замалчивают события, не дают никаких достоверных данных, правдивых объяснений общественности. Серьезные происшествия требуют молниеносной реакции, в том числе и в плане информационного сопровождения.
Сложившаяся система информирования населения явно нуждается в отлаженности и корректности. Речь идет именно о системе. Сколько времени прошло до того момента, как была официально подтверждена гибель высококлассных подводников на аппарате «Лошарик»?.. В итоге все равно пришлось объяснять миру, что там случилось. Но наши люди вынуждены были черпать сведения из зарубежных источников.
А россияне хотят знать правду именно от тех, кому они вручили свою жизнь и безопасность. Знать ее сразу и с учетом рисков для жизни и здоровья.