А вот у нас на фестивале есть разумные препоны. Мы с председателем областного литфонда Михаилом Садовским и сотрудницей Нижегородского центра писателей Маргаритой Шуваловой открыто проводим формирование программы гала-концерта во Дворце культуры нефтехимиков рабочего города Кстова. Кто-то порой обижается, что прослушивают даже опытных эстрадных бойцов, отбирают репертуар. А как сегодня без этого? Приходится жить в жутком информационно-культурном поле, где по сценам государственных театров актеры хотят голышом и матерятся, вызывающе поедают фекалии, где на ТВ все юморные программы крутятся вокруг сальных анекдотов ниже пояса. Да, Чехов был прав, когда заметил: «Нельзя требовать от грязи, чтобы она не была грязью». Но мы не в курортной Юрмале, а в Кстове – теперь на гала-концерт в переполненный зал идут семьями, ученики порой сидят рядом с учителями, как и днем, на 15 выступлениях в разных учебных заведениях. Им разливанную пошлость слушать не надо…
Олег Захаров, председатель оргкомитета всероссийского фестиваля иронической поэзии «Русский смех», председатель Нижегородского городского отделения Союза писателей России, справедливо написал: «Надо сказать, что в России проводится немало поэтических конкурсов и фестивалей. Большинство из них поддерживается государственной властью и местным самоуправлением. Но когда речь заходит о поэзии сатирической или юмористической, власть делает вид, что это направление литературы несерьезное и тратить на него бюджетные деньги расточительно. Потому что понимает, что объектом насмешек и уколов в первую очередь будет именно она – власть. Кстати, зачастую поделом. Наверное, поэтому в Кстовском районе местные чиновники уже второй год не выделяют финансовые средства на проведение всероссийского фестиваля иронической поэзии «Русский смех», который проходит ежегодно с 2007 года». Но энтузиасты изыскивают средства, и действующие предприятия помогают: компания «Лукойл», «РусВинил».
Но не только чиновники недолюбливают юмор и сатиру, порой даже работники культуры и хранители книги теряют здравый рассудок от оголтелой пропаганды «европейских ценностей». Смешной и вопиющий случай: Николай Симонов, работяга и замечательный поэт из Сормова, написал в «Балладе о голубом парламенте» совершенно очевидное:
Хочу сказать я парижанам:
Закон бесплоден, господа!
От мамы Пьера с папой Жаном
Детей не будет никогда.
И вдруг получил анонимную отповедь аж от целой библиотечной системы: «Стихи Николая Симонова, к примеру «Баллада о голубом парламенте», не воспитывают в людях толерантность, уважение к правам и свободам гражданина и вообще крайне далеки от базовых ценностей современности…» (Сайт методико-библиографического отдела МБУК «МЦБС» Шарангского муниципального района.) О как! Диву даешься: неужели ЭТО для нижегородской лесной глухомани, где живут русские и мордва, – базовая ценность? Пришлось Симонову напечатать в альманахе открытый ответ – «Балладу о толерантности», в которой он больше на авторитет свой давил:
Где русский дух еще не вымер,
Мне уваженье и приют.
Меня Иваново, Владимир,
Рязань и Питер признают.
От земляков в любом районе
Мне пониманье и привет,
И лишь в Шарангском регионе
Я – отвратительный поэт.
Но меня-то другое ошарашило. Недавно состоялся Всемирный русский народный собор по теме «Народосбережение – настоящее и будущее России». Возвращение «русского креста» вымирания – тема набатная. Ускоряющуюся убыль населения России вяло отметила Счетная палата РФ, анализируя ход исполнения федерального бюджета 2019 года. На 1 сентября постоянное население России составило 146,7 миллиона человек, что на 52,5 тысячи человек меньше, чем в начале года. В райцентре Шаранга в 1979 году проживали 17 287 жителей, в перестройку, в 1989 году, – 14 985, а в 2017 году – всего 11 825 человек. Вымирает Шаранга-то: в 2016 году родились 169 малышей, но произошло увеличение смертности – 193 человека. Вот до чего грустная демография, а у них эвона какие «базовые ценности»! Так пусть хоть ироничный поэт о проявлении «цивилизованной» дурости напомнит, если на государственном уровне некому…
И толерантность бывает разная, в этом случае я вспомнил определение толерантности медицинской – неспособности организма сопротивляться инородному телу. Медики предупреждают: полная толерантность ведет к быстрой гибели организма. Наверное, нам такую и навязывают в идеологии, но ей противостоит русская по духу литература, в том числе ироничная. Пока еще не так, как предрек Николай Астафьев из Санкт-Петербурга в «Гротеске», но движется к тому:
Лес вырублен. Одни газеты
шуршат устало по земле.
Все умерли. Одни поэты
вздыхают о добре и зле.
Вздыхается, конечно, легче под баян и причудливые строки дебютантки-северянки Валентины Царевой или гитару постоянного участника и лауреата фестиваля Владимира Митрофанова – уроженца Балахны, который с огромным успехом поет песню о дебильно-инфантильном сорокалетнем представителе века интернета, который «играет в танчики и в бой ведет полки». А Владимир Даль любил русскую поговорку: «Слово полки водит». Куда их вести сегодня? Нет ведь поставленных целей и внятных идей. Недаром обладатель «Золотого зайца» Станислав Овечкин из Москвы бесхитростно прочитал:
Экстрасенс, срывая все покровы,
Угодить клиентам не пытался:
Говорил, что будет все хреново,
И при этом редко ошибался!
И люди понимающе смеялись.
На фестивале блеснули остроумием, честностью и дерзостью Диана Кан из Оренбурга, Татьяна Кормильцина из Москвы и Инна Кожевникова из Зеленограда, которой вручили «Серебряного зайца». Всех участников фестиваля в блестящем сценичном представлении нижегородца Вячеслава Кондрашова и не перечислишь. Главное, что сложился костяк фестиваля, тянутся к нему новые участники из ближних и дальних краев, живут добрые русские традиции. Редкость в мире информационно-растленной юморной политики!