Условия труда в российской авиации ухудшаются. Все это, конечно, не может не влиять на безопасность полетов. 20 ноября в Государственной думе по инициативе фракции КПРФ прошел круглый стол, на котором обсуждались проблемы этой отрасли.
Валерий Рашкин отметил, что российское авиастроение пало смертью храбрых: «Мы уже недосчитались «Когалымавиа», «Трансаэро» и «Вим-авиа». А в действующих компаниях за внешним благополучием развиваются патогенные процессы. Нарушение режима труда и отдыха, игнорирование прав и свобод (в том числе права на объединение в профсоюзы), преследование профсоюзных лидеров – это не только позор, но и преступление. Все эти проблемы отражаются как минимум на качестве обслуживания пассажиров, а как максимум – на их безопасности. Пример тому – катастрофа 5 мая 2019 года с «Суперджетом».
Подробно рассказала о положении дел во флагмане российской гражданской авиации, «Аэрофлоте», Илона Борисова, президент Шереметьевского профсоюза бортпроводников ПАО «Аэрофлот». Начать свое выступление ей пришлось с неприятной новости о другой авиакомпании. Скоро может обанкротиться компания «ИрАэро». «Задолженность по зарплате составляет 3 месяца, – рассказала она. – Три экипажа застряли в Китае без возможности вернуться домой. Самолеты арестованы. Вероятность разорения компании очень высока». Официальная зарплата бортпроводников в этой компании всего 25 000 рублей.
Впрочем, средняя зарплата бортпроводников «Аэрофлота» тоже невысока: 45 000–55 000 рублей в месяц. При этом, по словам Борисовой, менеджмент компании постоянно выискивает любые поводы, чтобы предъявить взыскание. И одной из главных причин для придирок является членство в профсоюзе, который возглавляет Илона Борисова. В отличие от официального ручного профсоюза «Аэрофлота», Шереметьевский профсоюз бортпроводников не желает мириться с происходящим в компании.
Еще одна причина – некое «несоответствие образу бортпроводника». По словам Борисовой, под преследование по этой причине попали около шестисот женщин. «Их укоряли некрасивостью лица, предпенсионным возрастом, излишней полнотой, – сообщила она. – Некоторым сотрудницам настоятельно предлагали сделать пластические операции». В 2017 году это вылилось в судебный процесс, который завершился победой бортпроводниц Евгении Магуриной и Ирины Иерусалимской.
Еще одна большая проблема – отдых. У бортпроводников «Аэрофлота» он должен в 2 раза превышать время работы. Однако простые расчеты показывают, что этого недостаточно. «Офисные работники заканчивают работать в 18 и начинают в 9, – рассказала Илона Борисова, – в то время как бортпроводники начинают и заканчивают работать в разное время, каждая вторая ночь бессонная, а время отдыха на коротких и суперкоротких рейсах намного короче. Еженедельный отдых бортпроводников – 42 часа, в то время как у офисных работников – 64 часа».
Кроме того, короткие и суперкороткие рейсы не позволяют налетать установленную работодателем норму, что значительно снижает зарплату. А сама система начисления оплаты такова, что разобраться в ней без бухгалтерских навыков практически невозможно. В результате получается, что работники, выполняющие один и тот же объем работы и имеющие одинаковую квалификацию, получают очень разные деньги. Премии также начисляются в очень разном объеме без всяких объяснений. В свободном доступе положение о начислении заработной платы отсутствует.
Не очень интересуются в «Аэрофлоте» и здоровьем своих сотрудников. В медицинском центре компании, согласно Борисовой, огромные очереди, услуги сокращаются, число специалистов уменьшается. Зато собственная репутация «Аэрофлот», конечно, очень волнует. Сотрудникам запрещено всякое общение с прессой. Компания проводит регулярный мониторинг СМИ, чтобы найти тех, кто посмел негативно высказаться о работодателе. Ну а далее – по отработанной схеме: придирки по мелочам, перевод на короткие и сверхкороткие рейсы, лишение премий.
Проблемы с медициной во всей авиационной отрасли подтвердил президент Профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук. Он считает, что российская авиационная медицина очень отстала от международных норм. «Подготовка пилотов – дело дорогое, это «штучные» специалисты, – отметил он. – В результате их отстраняют от полетов в нашей стране, а они затем уезжают за границу и продолжают летать там». При этом президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов заявил, что в стране и так дефицит летного состава. Вызвано это недостаточным финансированием летных училищ. «Дипломы-то по окончании получают все, а пилотские свидетельства – только те, кто успел отлетать положенное число часов», – рассказал он.
Подтвердила эту ситуацию депутат Госдумы от КПРФ Вера Ганзя. В Омском летно-техническом колледже гражданской авиации – единственном в России колледже, готовившем пилотов вертолетов, уже 2 года не выпускали курсантов по одной простой причине: им не на чем учиться. Почти половина учебных вертолетов просто не работает.
Игорь Дельдюжов подчеркнул, что в целом пилоты и бортпроводники в России отдыхают в год на 50–70 дней меньше, чем их зарубежные коллеги. «Согласно действующему законодательству, у пилотов не должно быть больше 36 часов рабочего времени в неделю. Но я видел графики, где 55 часов только полетного времени. А полетное – это только часть рабочего!»
Немудрено, что почти в трети авиакатастроф сопутствующим фактором определена усталость.
Член президиума Шереметьевского профсоюза бортпроводников ПАО «Аэрофлот» Ирина Щербакова рассказала, что условия труда продолжают ухудшаться: «Коллективный договор был принят в 2005 году, сейчас на дворе 2019-й. Произошли изменения в трудовом законодательстве страны, и договор требует изменений. При этом основные положения находятся не в самом договоре, а в дополнительных соглашениях, и вот они-то постоянно меняются в худшую сторону».
Юрист Сергей Саурин, защищавший бортпроводниц в суде в 2017 году, считает, что необходимо утвердить стандарт работы бортпроводника и не позволять авиакомпании расширять обязанности. Сейчас же работники вынуждены удовлетворять все требования, которые авиакомпании заявляют для них, хотя должны лишь обеспечивать безопасность полета и обслуживать пассажиров на борту.
Заместитель председателя первичной профсоюзной организации работников наземных служб аэропорта «Пулково» Владимир Макаров поделился тонкостями работы спасательных служб аэропортов. «Самолет горит 3 минуты. Через 3 минуты спасать будет уже некого. А между тем к нам не относятся все те льготы, которые относятся к сотрудникам МЧС. Мы не выходим раньше на пенсию. Кто из вас хочет, чтобы вас спасал 64-летний спасатель? Думаю, нет таких. При этом класс вредности и опасности труда у нас второй. То есть у нас могут работать беременные женщины и инвалиды-колясочники. Вы хотите, чтобы вас инвалид из самолета вытаскивал? Я думаю, нет».
По итогам круглого стола его участники внесли свои предложения в итоговую резолюцию.
В документе подчеркивается, что стремительно ухудшающиеся условия труда работников гражданской авиации РФ, неконкурентные заработные платы, нарушение трудового и отраслевого законодательства, преследование профсоюзных лидеров приводят к текучке кадров, системной потере опыта в профессиях. Тем самым, как отмечено, «системно сформировалась среда, потенциально опасная авиаинцидентами и катастрофами».
В целях исправления сложившейся ситуации участники круглого стола предлагают:
– Внести поправки в трудовое и отраслевое законодательство РФ, разработать здравую кадровую политику, направленную на сохранение физического и психического здоровья, профессионального долголетия персонала гражданской авиации.
– Выработать и гарантировать государственные преференции авиакомпаниям, которые самостоятельно создают и планомерно внедряют лучшие условия труда по сравнению с установленными государственными и отраслевыми.
– Заключить новое отраслевое тарифное соглашение в гражданской авиации.
– Авиационным профсоюзам, реально защищающим трудовые права работников, а также их членам должна быть гарантирована государственная защита. Должна быть введена ответственность работодателей за игнорирование и нарушение прав профсоюзов, созданных по профессиональному признаку. Должен быть пересмотрен механизм заключения и изменения коллективных договоров с обязательным представительством в процессе независимых профсоюзов.
В резолюции сформулирован ряд других требований.
«На основании вышеизложенного требуем от президента РФ, правительства РФ вмешаться в ситуацию, принять все необходимые меры для национализации авиакомпании «Аэрофлот», – говорится в резолюции.