Об этом сообщает газета South China Morning Post.
В воскресенье в Гонконге прошли прямые выборы в советы 18 городских округов, на которых 1090 кандидатов боролись за 452 места.
Явка на выборах оказалась рекордной за всю историю. На избирательные участки пришли 2,94 миллиона человек, что составляет 71,2% от общего числа зарегистрированных избирателей. Четыре года назад на аналогичных выборах явка составила менее половины – 47%.
Пандемократы выигрывают в 17 из 18 округов, получив более 278 мест. Пропекинские кандидаты пока получают лишь 42 места, независимые – 24 места.
После выборов 2015 года все советы были под контролем сторонников истеблишмента. Теперь ситуация может кардинально поменяться.
Правительство Специального административного района Гонконг уважает результаты прошедших выборов. Я обратила внимание на то, что многие трактуют результаты выборов как отражение недовольства населения ситуацией в обществе и другим глубоким вопросам. Правительство Специального района готово внимательно выслушать мнение жителей и серьезно переосмыслить ситуацию», – говорится в опубликованном заявлении Кэрри Лэм на сайте правительства.
Она выразила надежду на то, что мирная и безопасная обстановка, которая была во время выборов, будет сохраняться и дальше. По словам Лэм, рекордная явка стала свидетельством желания граждан выразить свою волю.
За две недели до выборов председатель КНР Си Цзиньпин провел встречу с Кэрри Лэм и выразил ей поддержку. Си Цзиньпин выслушал доклад Лэм о ситуации в Гонконге и подчеркнул, что она стремится стабилизировать ситуацию и улучшить социальную атмосферу в специальном административном районе. При этом председатель КНР заявил, что глава гонконгской администрации проделала большую работу. Председатель КНР отметил, что самая важная задача для Гонконга сейчас – прекращение насилия и хаоса, а также восстановление порядка в Автономии.
Кроме того, председатель КНР призвал к диалогу со всеми гражданами и к повышению благосостояния населения. Он выразил надежду, что гонконгцы будут полностью придерживаться принципа «Одна страна, две системы» и основного закона Гонконга, и предпримут усилия для «обеспечения процветания и стабильности».
Однако, как демонстрируют итоги голосования, массовая поддержка граждан – на стороне оппозиции. Возможно, еще и потому, что местные власти в течение нескольких месяцев не в состоянии справиться с беспорядками.
Протесты спровоцировал предложенный правительством Гонконга законопроект об экстрадиции скрывающихся от правосудия правонарушителей и взаимной правовой помощи по уголовным делам. Необходимость в нем возникла в феврале 2019 года в ответ на убийство, произошедшее с участием гонконгской пары на Тайване. У Гонконга нет договора с Тайванем, разрешающего выдачу подозреваемых, и вести переговоры с ним было возможно, поскольку правительство Китая не признает суверенитет Тайваня.
Глава исполнительной власти Кэрри Лам еще в июне приостановила действие законопроекта об экстрадиции. Затем он был окончательно отозван. Но протесты не прекратились и переросли в ожесточенные столкновения. Протестующие призывают к проведению независимого расследования случаев жестокости со стороны полиции, освобождению арестованных протестующих, отмене официальной характеристики протестов как «беспорядков» и проведению прямых выборов членов законодательного совета и главы исполнительной власти.
Что касается местных советов, в которые проходили выборы, они имеют небольшое влияние и занимаются местными вопросами, отвечают за благоустройство и инфраструктуру районов, а также за ремонт дорог.
Однако в связи с тем, что продемократический блок заручился большинством во всех городских округах, они, вероятнее всего, получат 120 мест в комиссии выборщиков, которая избирает главу администрации района. Однако это не является решающим фактором на выборах нового главы Гонконга.
Гонконг в современном его виде – это Особый административный район Сянган, административная единица, являющаяся неотъемлемой частью Китайской Народной Республики. Согласно Основному закону Гонконга, ОАР обладает «высокой степенью автономии». Кроме вопросов обороны и внешней политики всеми остальными вопросами Гонконг занимается без вмешательства Пекина, что на практике должно означать полную независимость во внутренних делах, включая вопросы выбора главы региона, законодательную, судебную, денежную и таможенную политику. Такой статус Гонконг получил временно, сроком на 50 лет с момента возвращения территории Китаю (1997), это было одним из условий передачи суверенитета от Британии к КНР.
Глава правительства Гонконга – должность выборная, срок полномочий 5 лет, одно лицо не может избираться более чем 2 раза. Избранный кандидат утверждается Центральным правительством в Пекине.
Выборы проводятся посредством голосования комиссией выборщиков в 1200 человек. Комиссия выборщиков состоит из 4 больших групп, которые делятся на 38 подгрупп и представляют различные слои общества, от крупных отраслей экономики до религиозных, социальных объединений и чиновничьего аппарата, напрямую назначаемого Пекином. Таким образом, комиссия выборщиков Гонконга (ключевое звено в системе выборов главы администрации) представляет собой сложный, неоднородный орган, который уже на этапе формирования более чем на треть зарезервирован за крупным бизнесом и чиновниками, непосредственно вязаными с Пекином.
Против такой системы также выступают участники акций.
Появилась первая официальная реакция Китая на итоги предварительных выборов в Гонконге. Как заявил министр иностранных дел КНР Ван И, вне зависимости от того, какими будут результаты местных выборов в Гонконге, он был и остается китайским. «Любые попытки нанести вред или воспрепятствовать процветанию и стабильности в Гонконге не увенчаются успехом», – сказал дипломат журналистам после встречи в Токио с японским премьером Синдзо Абэ, как передает Интерфакс.
Ван И также добавил: «Давайте дождемся окончательного результата, хорошо? Однако ясно, что независимо от того, что происходит, Гонконг является частью Китая и особым административным районом Китая».