Но шли десятилетия, а ожидаемые инвесторы так и не появились. Единственное изменение, произошедшее за годы капитализма в экономике, производственной сфере, – это разорение и разграбление народной собственности, появление клана богатых и сверхбогатых людей, которые ежегодно выводят из страны десятки миллиардов рублей и прячут их в офшорах. А страна деградирует, треть населения – в бедности, не хватает школ, детсадов, поликлиник, медпунктов, врачей. Ни одна отрасль не развивается, за исключением добычи углеводородов, которые вывозятся за рубеж.
Народ недоволен. Рейтинги власти падают. Между тем истекает последний президентский срок Путина. Нужно без промедления восстанавливать производственный сектор, а это требует колоссальных средств. Они есть у тех, кто наживается на нефти, газе и кто хапнул народную собственность в конце-90-х. Но как эти кошельки вернуть в РФ? Обещанная законами амнистия капиталов не работает. И тут в правительстве созрела идея создать инвестиционный кодекс, который создаст «комфортный механизм», привлекательные условия для потенциальных инвесторов – миллионеров и миллиардеров.
На этой неделе Госдума одобрила пакет из четырех законопроектов, которые будут «защищать» капиталовложения и, как считает правительство, создадут правовую основу для вложения капиталов в экономику РФ. Эти законопроекты и составят инвестиционный кодекс.
Базовый из них так и называется «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ». Вокруг него велась ожесточенная дискуссия.
О создаваемом законопроектом «специальном механизме» для инвесторов подробно говорил замминистра финансов Андрей Иванов. Объем инвестиций, необходимых для реализации нацпроектов, – 30 трлн рублей, только в капиталы компаний предстоит привлечь в ближайшее время не менее 3 трлн рублей. Масштабные задачи надо решить за оставшуюся пятилетку, в соответствии с указами президента.
Под комфортным инвестиционным климатом подразумеваются многочисленные налоговые льготы, которые будут предоставляться инвесторам на годы вперед. Причем налоги – региональные, это те финансовые средства, которые могут не поступить в региональные бюджеты, а они и так скудные, в основном дотационные. И этот «комфорт» для богатых инвесторов слишком насторожил коммунистов: кто же тогда инвестор – миллиардеры или бедные регионы? Коммунисты отказались поддерживать двусмысленную концепцию будущего инвестиционного кодекса.
Позицию фракции КПРФ представила Вера Ганзя:
– Инвестиционные законопроекты, которые составят инвестиционный кодекс, создают колоссальную поддержку крупному капиталу. А кто у нас крупный капитал? Люди, которые входят в окружение Кремля. Это и Ротенберги, и Миллер, и Лисин – все те, кто возглавляет списки «Форбс». Для них и пишется «инвестиционный кодекс», на них он и будет работать.
Да, в законопроектах идет речь о частных вложениях супербогатых граждан. Т.е., те 30 трлн рублей, которые лежат на счетах юридических лиц, но не работают на нашу экономику. Их надо заставить работать. И хотят это сделать с помощью закона о «комфортном механизме» для инвесторов. «Комфортность» будет заключаться в заморозке ставок тех налогов, которые поступают в региональные бюджеты, – на имущество, на транспорт, на землю, на прибыль. По законопроекту, «замороженные» ставки получат те инвесторы, которые подпишут соглашения с регионами.
Представим, ставки заморозили аж на 20 лет. Такой срок обговорили… А у меня вопрос: есть ли такие люди, которые ради замороженных ставок придут и вложат свои деньги? Я таких людей не знаю. Сомневаюсь, что такая замануха сработает. Причем инвесторам обещают уберечь их от потерь. А регионам – никаких гарантий в случае неудачи. Региональные бюджеты слишком рискуют, а за ними – тысячи простых, бедных людей.
Есть еще нюанс. Те, кто имеет деньги и хочет их вложить, будут с регионами заключать индивидуальные соглашения. Что будет прописано в этих соглашениях, неизвестно. Особым положением будут пользоваться инвесторы с вложениями более 10 млрд рублей. Предполагаю, что в соглашениях могут быть прописаны такие льготы для инвесторов, которые потом 10 раз окупятся и вытащат из бюджета гораздо больше средств, чем вложат.
Мы, КПРФ, настаиваем на том, чтобы соглашения и любые другие документы, связанные с инвестициями, были прозрачными, чтобы каждый человек мог прийти и увидеть, что в этом соглашении.
Вопрос, который многократно звучал в ходе обсуждения, – это вопрос доверия. Мы можем какой угодно красивый закон принять, но если не будет доверия ни к этому закону, ни к руководству страны, ни к депутатам – такой закон работать не будет. Поэтому нам надо в первую очередь рассматривать вопрос доверия к государственной власти, к нашей налоговой и бюджетной системе, и к нашим законам. Тогда будет уверенность. Пока такой уверенности нет.
Надо также учитывать, что у нас немало придумано серьезных преференций для тех, кто хочет вкладываться в нашу экономику, – территории опережающего развития, особые экономические зоны, там предоставляются колоссальные налоговые и иные льготы. Но туда до сих пор не побежали инвесторы.
Велика вероятность, что такая же участь постигнет и эти законопроекты. Потому что нет доверия к властям. Нет уверенности, что это всё заработает.
Фракция КПРФ считает, что защищать и поощрять капиталовложения надо. Но подходы должны быть другие, без тайных соглашений. Настораживает, что в базовом законопроекте много отсылочных норм, которые не гарантируют впоследствии сохранение концепции, создают неопределенность, зыбкость положений. У нас тысячи таких законов, они бесполезны. Поэтому КПРФ не голосует за эти проекты.
Наш корр.