В чем же доблесть?

В случае поддержки со стороны президента уже подготовленный пакет документов будет оперативно внесен в Госдуму. Из сообщений федеральных СМИ известно, что звание «Город трудовой доблести» планируется давать только пяти городам в год. Вроде бы как это усилит конкуренцию за «доблесть» как среди городов, так и среди всех федеральных округов.
Как считают федеральные чиновники, уже сейчас в очереди на получение нового звания готовы заявить о себе Хабаровск и Пермь, Чита и Нижний Новгород… Интерес россиян, по мнению чиновников, к подобного рода конкурсам трудно переоценить – его, мол, ярко продемонстрировало донаименование аэропортов в честь великих россиян, которое «будоражило» страну весь прошлый год. 
Игры властей в титулы и статусы городов российских ни в коей мере не предполагают решать проблемы медицины или снижающийся уровень жизни в этих же самых городах, как и в стране в целом. Вместе с тем близкие к «Единой России» эксперты уже пытаются убедить народ, что новая инициатива имеет все шансы активизировать «позитивные настроенческие процессы» в обществе. Представляете, сидит безработный без гроша, уволенный труженик того же Уралмаша перед телевизором и, насколько хватает нервов, переживает: присвоят ли родному городу почетное звание или же «кинут»?..
Федеральная власть, судя по всему, основной расчет делает на пропаганду конкурса через телевизор, которая захватит и понесет россиян по волнам героической истории, заставив хоть на время забыть о том, что они нищают изо дня в день. Неужели власть серьезно считает, что сегодня нет более насущных и животрепещущих забот, нежели почетное звание на столбе при въезде в город? Как быть с «трудовой доблестью» на фоне таких вот официальных данных: «…в сентябре–декабре 2019 года в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников организаций, расположенных в Челябинской области, планируется увольнение 2265 человек (143 организации), в том числе 1624 человек из 21 организации – в порядке массовых увольнений. Неполное рабочее время по инициативе работодателя сегодня трудится 3501 южноуралец на 28 предприятиях, в том числе 1320 – на ООО «ЧТЗ-Урал­трак». 
По слухам, в борьбу за почетное звание готов сходу включиться Красноярск. Но и там настоящая беда с промышленностью. Легендарный Красноярский завод комбайнов, производивший зерноуборочные комбайны, а в войну продукцию для фронта – снаряды и мины, минометы и боеприпасы. Завод, выпустивший более 700 тысяч комбайнов, в феврале 2013 года тихо «умер». А химкомбинат «Енисей», основанный в 1941 году, в 2011 году  был признан банкротом, производство остановлено, коллектив распущен. «Сибтяжмаш» – производитель тяжелых грузоподъемных кранов, тоже основанный в 1941 году, в 2009 году внезапно становится банкротом. Можно вспомнить трагическую историю Красноярского завода тяжелого машиностроения, на котором когда-то доблестно трудились 25 тысяч человек. Где эти предприятия сегодня?
В том же Пермском крае ликвидированы или же проходят процедуру банкротства: Промышленный комплекс «Велта» – более 10 000 работников. Завод им. С. Орджоникидзе, уволено 8 тысяч работников. Завод им. Дзержинского, было более 10 тысяч работников, а осталось 1,5 тысячи сотрудников. Сотни ликвидированных и закрытых заводов, шахт, комбинатов и как прямое следствие – огромное число жителей Пермского края остались не у дел, пополнив ряды безработных.
Хабаровск! Мощнейший промышленный потенциал, созданный  за время Советской власти в крае, превращен в пыль. Вот список предприятий, которые еще совсем недавно составляли экономический фундамент края и гордость всей страны, а сегодня их уже не существует: Судостроительный завод (Николаевск-на-Амуре); Машиностроительный завод (Комсомольск-на-Амуре); завод «Парус» (Комсомольск-на-Амуре); завод «Амурлитмаш» (Комсомольск-на-Амуре); судостроительный завод им. Ленинского комсомола (ныне АО АСЗ), предприятие, которое выпускало подводные лодки класса «Курск». В заводском комплексе было занято не менее 20 тыс. человек. Сегодня в остатках его мощностей занято около 3 тыс. работников. Завод уже не в состоянии выпускать атомные подводные лодки. Если в Комсомольске-на-Амуре остались «обмылки» бывшей гордости судостроительной индустрии  страны, то Николаевску-на-Амуре не повезло еще больше. Здешний судостроительный завод уничтожен полностью. Более 3 тыс. сотрудников завода лишились работы. Подходы к проходным заросли бурьяном. 
В прошлом году в «Советской России» была опубликована статья «Гектары катастроф»: «Без бомбежки – вот уже более четверти века на всей территории страны ведется война под кодовым названием «рыночные реформы». О ее ходе постоянно публикуются казенные подробные обзоры, в которых прослеживается уничтожение производственных предприятий специальными операциями оздоровления путем банкротства…
Вспоминается также, как осенью 2011 года тогдашний президент России Медведев любовался цехами инновационного Амурского кабельного завода. Ему показали уникальные линии по производству особо высококачественных изолированных кабелей, в том числе для аэрокосмической промышленности державы. В советскую эпоху предприятие обеспечивало продукцией практически весь Дальний Восток и Восточную Сибирь. В новые времена рынком сбыта стала вся Российская Федерация.
Здесь же, в цехе, президент на встрече с рабочими и инженерами, представителями профсоюзов и главами регионов Дальневосточного федерального округа выразил удовлетворение модернизацией. «Продукция вполне может быть соотнесена с лучшими мировыми образцами». «Предприятие ваше – одно из наиболее передовых сейчас, судя по тому, что я видел». И естественно, что именно на этом передовом заводе верховный правитель Медведев оглашает, глядя в глаза рабочим и инженерам, такой долгожданный и жизненно важный для страны вывод о том, что «наша задача – всемерно развивать промышленность, если хотите, провести новую индустриализацию». Правда, с оговоркой: «Но только на принципиально иных началах, чем это было, например, в   30-е годы». 
…Медведев возвестил «новую индустриализацию» и под бурные аплодисменты покинул блистательный цех, а передовому заводу «Амуркабель» уже через три дня, 15 ноября 2011 года, был назначен арбитражный суд по делу о банкротстве. Ну а через два месяца вынесли приговор ввести на замечательном инновационном заводе внешнее управление. А еще через два года, как раз в дни суесловия об «импортозамещении» в России, объявили: замещающий импортные товары завод «Амуркабель» – банкрот. И приступили к его ликвидации.
В полной мере проявились несовместимые с «повторной индустриализацией» чубайсовские «принципиально иные начала»: продолжающееся по сей день отмеченное Путиным «беспрецедентное разграбление страны» прихватизаторами народных предприятий.
…Интересно, чиновники, которые на полном серьезе обсуждали идею введения звания «Город трудовой доблести», пытались представить, как будет выглядеть сама процедура, например в Комсомольске-на-Амуре? Согласно законопроекту, в городе, удостоенном этого звания, устанавливается стела с изображением герба города и текстом указа президента Российской Федерации о присвоении городу этого звания. В таких городах проводятся публичные мероприятия и праздничные салюты 9 мая (День Победы), а также в День города. А вокруг в руинах лежат именно те заводы, на которых именно эту трудовую славу ковали.
Выходит, титуловать за «доблесть» будут самых изобретательных и неустанных разрушителей.

Другие материалы номера