Дескать, в те лихие времена, в отличие от дня сегодняшнего, царило беззаконие, у людей отбирали последнее, а рейдерские захваты предприятий были обычным делом. Однако последние новости из Санкт-Петербурга невольно заставляют задуматься о том, что и в 2019 году российская действительность не претерпела особых изменений, ведь сколько ни повторяй как заклинание слова «стабильность» и «развитие», сколько ни пытайся маскировать варварскую сущность капитализма высокими речами о духовных скрепах и патриотизме, но антинародный характер власти так или иначе будет проявляться во всех сферах общественной жизни.
Как проявляется он, например, сегодня в ситуации с гаражным кооперативом «Петроградец-4» в Приморском районе Северной столицы. Речь идет о сносе 920 гаражей, которые, по мнению администрации Санкт-Петербурга, незаконно занимают территорию почти в 35 тысяч квадратных метров. На освободившемся же месте планируют возвести далеко не самое экологически чистое производство пластиковой тары и упаковки.
У шлагбаума кооператива нас приветливо встретил один из активистов-петроградцев военный пенсионер А.Б. Телков. «Гараж купил 5 лет назад, все документы на руках, аренду и коммунальные услуги оплачивал вовремя, а теперь оказалось, что аж с 2010 года кооператив «незаконно» здесь находился! Разве справедливо это?» – эмоционально начал Александр Борисович под звонкий шум «болгарок», которыми бригада рабочих-мигрантов бойко срезала ворота гаражных боксов. Результатом их работы становились оказавшиеся по сути дела на улице автомобили, колеса, инструменты и другое имущество, нажитое хозяевами гаражей. Поскольку ни на какие вопросы занимавшиеся демонтажем работники не отвечали, то было решено переместиться в здание правления, где нас уже ждали активисты кооператива «Петроградец-4», чтобы попытаться разобраться в этой явно непростой ситуации.
– История «Петроградца-4» началась еще в 1988 году, когда исполком Ждановского райсовета выделил землю под кооператив, – рассказал Александр Борисович. Думаю, вы обратили внимание, что это не просто какая-то временная постройка, а по всем нормам и правилам возведенная гаражно-боксовая автостоянка. Да и сами члены кооператива относились к нему как ко второму дому: поддерживали уют и порядок, жили дружно, вовремя оплачивали коммунальные услуги и аренду.
– Почему администрация города решила снести все постройки и насколько это законно?
– А вот в этом и заключается самая большая загадка! Как утверждают представители администрации, договор на аренду участка был расторгнут ею аж в 2010 году. Но даже если допустить, что это правда, то все равно допущен целый ряд нарушений: расторжение произошло в одностороннем порядке, без суда, за день до окончания договора, что уже незаконно. Владельцев гаражей не уведомили должным образом, что также незаконно! Гаражные боксы продавались и покупались. Я свой приобрел в 2014 году. Вот, к слову, и удостоверение, выданное тогда городским управлением инвентаризации и оценки недвижимости: всеми необходимыми печатями и подписями заверено, сведения о земельном участке имеются, инвентарный номер гаражу присвоен. И самое главное, что черным по белому в документе написано основание для его выдачи – договор аренды 2009 года. Вот и получается, что либо неразбериха в государственных органах, либо проводимые мероприятия по сносу кооператива попросту незаконны.
– Что хотят построить на месте гаражного кооператива?
– Строительство жилья и промышленных предприятий здесь должно быть запрещено законодательно. Данный земельный участок находится в санитарно-защитной зоне железной дороги, где как раз и разрешается размещать гаражи, стоянки автомобилей, склады, учреждения коммунально-бытового назначения, но никак не завод по производству тары и упаковки! К слову, никакой документации по строительству нам не было предоставлено, поэтому о том, что именно будет выпускать это предприятие, можно только предполагать.
– А как жители Приморского района, которые не являются владельцами гаражей, отнеслись к перспективе строительства завода?
– Крайне отрицательно. У нас в апреле проходили общественные слушания по вопросу планировки территории и, естественно, там присутствовали далеко не только члены гаражного кооператива. Все тогда высказались резко против строительства завода. Приморский район и так находится в числе лидеров по количеству онкологических заболеваний, ЗСД рядом проходит, снегоплавильный пункт, от которого так и не убраны тонны грязи, тоже у нас. Плюс ко всему, надо понимать, что 900 с лишним машин после сноса переместятся из гаражей на улицы. А ведь с парковками и так колоссальные проблемы: все дворы забиты автомобилями – ни пройти, ни проехать. Но никто на недовольство граждан не отреагировал, суд результаты слушаний отменять не стал, а действующий губернатор Александр Беглов в ходе заседания правительства вообще одобрил строительство завода «Таурас-Феникс».
– По идее, должна же быть выплачена какая-то компенсация или предложена альтернатива размещению действующего кооператива?
– Никто не собирается выплачивать нам ни копейки компенсации. Более того, мы еще, оказывается, будем должны оплатить городу расходы, связанные с демонтажем гаражных боксов. У нас и блокадники, и инвалиды, и ветераны локальных войн в кооперативе состоят. Сам я потерял все здоровье на службе в спецподразделениях, Родину защищая. А здесь, похоже, от этой судебно-бюрократической машины и не отбиться… Или вот дедушка у нас есть: ухаживал за своим «Москвичом» еще с 60-х годов, но зимой в гараже появлялся не так часто. Представляете, какие чувства он испытал, когда увидел спиленные ворота и выброшенное имущество? Ведь это же варварство настоящее, нельзя так с людьми.
– На слушаниях не обсуждался вариант, который позволил бы и гаражный кооператив сохранить, и завод построить?
– Мы неоднократно просили власть хотя бы рассмотреть те или иные компромиссные решения, но безуспешно. В округе масса пустырей, которые как раз могли бы стать площадкой для предприятия. Но почему-то завод «Таурас-Феникс», принадлежащий, по нашей информации, литовскому бизнесмену Сигитасу Мицкусу, понадобилось построить именно здесь. Да еще и землю ему отдают не в аренду, а в собственность без проведения полноценных торгов, что является прямым нарушением антимонопольного законодательства. Если честно, то все это наталкивает на определенные мысли о том, что само строительство очень активно лоббируется кем-то из высокопоставленных чиновников. Чем иначе еще объяснить такой произвол?
В это время к нашему разговору подключается еще один член инициативной группы «Петроградца-4» Исаченко Геннадий Александрович:
– Да надо вещи своими именами называть – это самый настоящий бандитский захват, которыми так «славился» Петербург в 90-е годы. Только тогда кооперативы и предприятия забирали, что называется, «в лоб» – пистолетом и кастетом, а сейчас чиновничьими креслами, удостоверениями и административным ресурсом. Но суть-то от этого не меняется! Какой толк от законодательства, если оно служит интересам определенного круга людей, находящихся у власти. А простого человека в обоих случаях оставляют в дураках, только более изощренными методами.
Солидарен с ним и владелец гаражного бокса Д.А. Гринев, курирующий юридические вопросы кооператива во время многочисленных судебных тяжб:
– На самом деле в процессе сноса кооператива допускается масса нарушений: тот демонтаж, который мы с вами сейчас наблюдаем, в документах обозначен как «обследование объекта», что явно не соответствует действительности. Кроме того, даже адрес указан с ошибкой: у гаражного кооператива официально другой номер дома. Да и судебные разбирательства еще не закончены, и сроки для апелляций не истекли.
– Полиция при этом бездействует, а ОМОН улыбается, – вернулся в разговор Александр Борисович. – Ни на какие наши просьбы они не реагируют: говорят, что стоят на страже закона и выполняют свою работу. Но какая же это работа? Защищать рейдерские захваты? Мы ведь и митинг у железной дороги устраивали с призывами о помощи к Путину и Беглову – всё бесполезно.
Под покровом темноты летели искры от резки металла, и на землю с грохотом падали тяжелые гаражные ворота. Но на этот раз производство работ контролировала довольно внушительная группа представителей комитета по контролю за имуществом мэрии Санкт-Петербурга. Надо сказать, что присутствие журналистов и помощника депутата Государственной думы их заметно озадачило, но не более того: получить ответы на интересующие вопросы так толком и не удалось. По мнению чиновников, демонтаж дверей – это действительно обследование, производящееся в полном соответствии с законом. А что касается выплаты компенсаций, то это уже, оказывается, не по адресу – пусть, мол, районная администрация занимается, если какие-то выплаты вообще положены. Держались чиновники очень уверенно: приноровились, видимо, сохранять хладнокровие, прикрываясь бумажками с печатями и комитетскими корочками, отделяющими их от тысяч человеческих судеб, и без того израненных несправедливостью, бюрократией и беззаконием дикого российского капитализма. Власть всех уровней и рангов уверена, что уж раз столько безропотно вытерпели простые люди, то и без гаражей как-нибудь проживут, и без компенсаций обойдутся, и химикатами от нового завода подышат. Глядя на защитников «Петроградца-4», без преувеличения можно сказать, что чаша народного терпения переполнена, и близок уже тот момент, когда она справедливо опрокинется на голову олигархическому строю. А там уже ни бумажки с печатями, ни мэрские корочки не спасут.
Санкт-Петербург