При этом, как отмечает Le Figaro, Филипп не исключил повышение пенсионного возраста окончательно. Он объявил об организации совета для изучения путей финансирования пенсионной системы, в работе которого примут участие профсоюзные лидеры.
«Совет завершит работу к концу апреля. Если его участники придумают, как сократить дефицит пенсионных средств без повышения возраста выхода на пенсию, их предложения внесут в парламент ко второму чтению законопроекта о пенсионной реформе. Если нет, правительство примет «необходимые меры для достижения равновесия к 2027 году», – говорится в письме Филиппа.
Пункт о повышении пенсионного возраста вызывал наибольшее недовольство профсоюзов. Но предложенный премьером компромисс поддержала лишь часть профсоюзных лидеров, остальные потребовали полной отмены пенсионной реформы.
Согласно плану французской пенсионной реформы, к 2027 году формальный возраст выхода на пенсию сохранится на уровне 62 лет, но для получения максимальных выплат нужно будет работать до 64 лет.
Правительство Франции хочет внести законопроект о реформе в парламент в феврале 2020 года. С помощью реформы власти намерены побороть рост дефицита в пенсионной системе, который, по прогнозам, к 2025 году превысит 17 миллиардов евро.
Попытка президента Франции Эмманюэля Макрона провести пенсионную реформу натолкнулась на резкое сопротивление тех, кого нововведения должны были заставить больше работать и меньше получать в старости. Начались общенациональные забастовки работников городского общественного транспорта, авиадиспетчеров, железнодорожников, учителей средних школ, медиков, полицейских, пожарных, других работников бюджетных организаций. Транспортный коллапс сковал Париж и крупные города, из-за чего многие невольно присоединились к забастовке, не попав на работу. По опросам общественного мнения, около 70% французов поддержали бастующих.
Французского президента и правительство можно понять: пенсионеры живут всё дольше, а денег в государственном бюджете всё меньше. При этом возраст выхода на пенсию во Франции – 62 года, у соседей по Европе он гораздо выше. В Германии, Дании и Норвегии пенсионный возраст составляет 67 лет, в Великобритании – 66, а через семь лет тоже достигнет 67. Лишь итальянцы, никогда не слывшие трудоголиками, подают дурной пример Европе, снизив возраст выхода на пенсию с 67 лет до 62 (при трудовом стаже не менее 38 лет). Французское правительство планировало увеличить возраст выхода на пенсию на два года – до 64 лет, и отменить 42 действующих льготных режима выхода на пенсию для некоторых категорий работников. Нововведения должны были коснуться французов, родившихся после 1963 года.
У простых французов логика другая: проблемы правительства, занятого поиском дополнительных финансовых средств, их не заботят. Возможно, французская экономика генерирует недостаточно денег, необходимых на выплату пенсий, но французские рабочие делают что могут: работают. В конце концов, члены правительства получают неплохую зарплату за то, чтобы решать эти проблемы, а не перекладывать их на плечи пенсионеров. Например, США давно живут не по средствам, накопив государственный долг в астрономические 23 трлн долларов. Парижу наращивать дефицит бюджета и делать такие долги не позволяет Брюссель, но это опять-таки мало заботит французов.
Общенациональные забастовки – излюбленный болевой прием французских трудящихся, который как нельзя лучше доносит их чаяния до правительства. Убытки от забастовок рано или поздно начинают превышать ожидаемые выгоды от запланированных реформ, и власти вынуждены сдаваться. И на этот раз правительство продержалось всего неделю и пошло на уступки. «Срок отсечения» был увеличен на 12 лет: теперь пенсионная реформа коснется родившихся после 1975 года. Сохранится также возможность выйти на пенсию в 62 года, но в таком случае выплаты будут ниже, чем вышедшим на заслуженный отдых в 64 года. Вероятнее всего, французское правительство, зная, с кем имеет дело, ожидало этих акций протеста и заранее подготовило плацдарм для отступления. Однако лидеры профсоюзов после переговоров с премьер-министром Франции Эдуаром Филиппом заявили, что не считают такие условия приемлемыми и намерены продолжить забастовку.
Возможно, в национальном характере французов слегка повышена склонность к протестам. Но при этом не стоит забывать, что казавшийся незыблемым феодализм Средних веков рухнул благодаря французским мыслителям, а первая республика в современной истории появилась благодаря французским практикам. Возможно, неугомонные французы и на этот раз добьются чего-то принципиально нового, чего пока не разрешают строгие законы капитализма.